Кем я хочу быть? Предикторы коллективных профессиональных устремлений в раннем детстве

Кем я хочу быть? Предикторы коллективных профессиональных устремлений в раннем детстве

Самооценка детей (т.е. их описание и оценка самих себя, способствующие их чувству идентичности) и профессиональные гендерные стереотипы (т.е. предвзятое отношение к конкретной профессии и к людям, которые работают в этой профессии) являются основными факторами, влияющими на их профессиональные устремления в течение всего детства. Эти факторы в большей или меньшей степени влияют на разные стадии развития. Когда дети достигают подросткового возраста или ранней взрослости и им необходимо выбрать, какой профессией заниматься, они основывают свой выбор на соответствии между своей самооценкой — включая представления о себе, своём поле, а также своим стереотипным представлением о профессии. Это означает, что ими рассматриваются профессии, которые считаются подходящими для пола человека, а также хорошо соответствуют его ценностям и целям.

Важно отметить, что дети на протяжении всего детства исключают профессии, которые, по их мнению, им не подходят, исходя из их самооценки и гендерных стереотипов. Затем (в подростковом и раннем взрослом возрасте) их мысли редко будут возвращаться к этим профессиям, даже в качестве альтернативы. Лонгитюдные исследования показывают, что профессиональный интерес (т.е. индивидуальные предпочтения в отношении определённых видов работы) остаются достаточно стабильными в возрасте от 12 до 40 лет. В то время как у подростков (12-17 лет) стабильность взглядов на выбор профессии уже становится умеренно высокой, в раннем взрослом возрасте (22-29 лет) этот фактор ещё больше стабилизируется. Это указывает на то, что интерес индивидов к профессиям остаётся относительно неизменным с позднего детства до взрослой жизни. Поэтому решения, которые дети принимают в раннем и среднем детстве, как правило, влияют на их выбор профессии в дальнейшей жизни.

Теория гендерных схем, например, утверждает, что дети мотивированы вести себя в соответствии со своими гендерными схемами (т.е. когнитивной сетью информации о поле), поскольку они стремятся к когнитивной согласованности между своими представлениями и своим собственным поведением. Соответственно, если мальчик поймёт, что основная масса медицинского обслуживающего персонала — это медсестры-женщины, он не будет стремиться стать медбратом. В более сложном примере, если этот мальчик, в своих представлениях и наблюдениях, осознаёт, что бухгалтерами работают преимущественно женщины, то и профессия бухгалтера в его перспективах вряд ли возникнет.

Более того, другая известная теория соответствия ролей, предполагает, что индивиды, которые действуют в соответствии с нормами, связанными с их социальной группой, будут оцениваться положительно, а те, кто этого не делает, столкнутся с негативными оценками. Это означает, что девочка, стремящаяся к общественной профессии (например, медсестринскому делу), может получить положительные отзывы, в то время как мальчик, стремящийся к общественной профессии, может быть оценён отрицательно. Таким образом, как теория гендерных схем, так и теория соответствия ролей предсказывают, что индивиды будут мотивированы вести себя в соответствии с гендерными нормами.

Дети начинают основывать свои профессиональные предпочтения на тех профессиях, которые, по их мнению, подходят для их пола, примерно в возрасте 6-8 лет. Профессиональные устремления могут быть гендерно типизированы с более раннего возраста, но на этом раннем этапе развития детей эта гендерная типизация вызвана тем, что дети моделируют ролевые модели взрослых, а не действуют в соответствии со своими собственными стереотипами. Понимание детьми своего собственного и чужого пола формируется в более раннем возрасте, поскольку дети начинают разрабатывать гендерные схемы, как только они способны замечать различия между полами.

Что касается профессиональных устремлений, некоторые исследования показывают, что к возрасту 4 лет мальчики с большей вероятностью стремятся к агентским профессиям, тогда как девочки, с большей вероятностью, стремятся к общественным занятиям. В возрасте от 5 до 12 лет мальчики предпочитают мужские занятия (например, пилить, играть в полицейских или пожарных, заниматься с различными механизмами), а девочки предпочитают женские занятия (например, шитье, кормление ребёнка, игры в учителя).

Важно отметить, что при рассмотрении роли гендерных стереотипов в профессиональных устремлениях следует принимать во внимание самооценку детей в соответствии с такими стереотипами. Самооценка детей начинает влиять на их профессиональные устремления примерно с 14-летнего возраста. Она складывается из внутренних факторов, таких как ценности, цели и самовосприятие, а также внешних факторов, таких как социально-экономический статус. Внутренние факторы детской самооценки формируются частично на основе ознакомления детей с гендерными нормами, так что интересы и цели детей соответствуют ожиданиям в отношении их пола. Имеются противоречивые свидетельства о том, что внутренние аспекты я-концепции начинают влиять на профессиональные устремления детей только в подростковом возрасте.

Более ранние исследования показывали, что среди взрослых более общинные ценности и цели предсказывают более высокие профессиональные устремления, но недавние данные свидетельствуют о том, что ценности и цели уже имеют значение для устремлений маленьких детей: мальчики сообщают о меньшем количестве общинных ценностей и целей, чем девочки, а девочки сообщают о меньшем количестве агентурных ценностей и целей, чем мальчики.

Как агентские, так и общинные ценности опосредуют взаимосвязь между полом и ориентацией на семью, где те, у кого более высокие агентские ценности, сообщают о более низкой ориентации на семью, а те, у кого они более высокие, более ориентированы на семью. Сочетание различий во внутреннем аспекте я-концепции детей проявляются в раннем и среднем детском возрасте, и это, по-видимому, влияет на профессиональные устремления раньше. Одним из важных аспектов я-концепции детей является их самовосприятие, которое включает в себя то, насколько дети считают себя предпочитающими поведение в сообществе (например, помогать другим людям, быть в центре общественного внимания) или агентурное поведение (например, быть напористыми, соревновательными).

К возрасту 9-13 лет социальный класс ребёнка, воспринимаемый статус профессии и восприятие ребёнком своей способности заниматься этой профессией становятся важными факторами в формировании его профессиональных устремлений. Однако исследования показывают, что воспринимаемый статус профессий может также влиять на профессиональные устремления детей в более раннем возрасте, поскольку было доказано, что маленькие дети (в возрасте 5-10 лет), которые придерживались агентских профессиональных ценностей (т.е. ценили работу, связанную с принятием важных решений и зарабатыванием большего количества денег), больше стремятся к агентским профессиям, в которых доминируют мужчины и в меньшей степени в отношении общинных профессий, в которых доминируют женщины.

Аналогичным образом, 11-летние дети полагали, что новые рабочие места, изображаемые с работниками-мужчинами, имеют более высокий статус, чем те же рабочие места, изображаемые с работницами-женщинами, поскольку дети считали, что рабочие места, изображаемые с работниками-мужчинами, были более высокооплачиваемыми, более трудными и более важными. Это показывает, что дети в этой возрастной группе имеют некоторое представление о различиях в статусе и власти и что некоторые дети ценят высокий статус, представляя себе свои будущие профессии. Одним из важных аспектов статуса профессии является заработная плата, которую получает человек, занимающийся этими профессиями. Действительно, дети в возрасте от 3 до 7 лет считали, что мужчины обычно зарабатывают больше денег, чем женщины, особенно в агентских профессиях с высоким статусом. Более низкий предполагаемый средний доход в профессиях показывает более низкие профессиональные устремления мальчиков-подростков.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>