Теплый золотистый круг от настольной лампы, мамин голос, озвучивающий Винни-Пуха. И пятилетняя я, укутанная в одеяло, готовая уснуть. Но мама так интересно читает, что не до сна — я вновь представляю, как сама шагаю с Пяточком и Винни по лесу, ищу страшных Буку и Бяку и весело смеюсь над ними вместе с мамой.
Эти воспоминания согревают меня до сих пор, спустя почти 30 лет.
Каждому родителю хочется, чтобы ребенок рос умным, любознательным, добрым и так далее — список можно продолжать. В исследовании о том, что наилучшим образом влияет на развитие ребенка – какие кружки, секции важны — выяснилось, что есть один главный фактор: количество прочитанных книг.
Порой я слышу переживания родителей: «Его не заставишь читать! Сидит в своем телефоне». Сами родители при этом тоже не слишком любят книги.
Как же быть и что можно поменять, чтобы книги стали пусть небольшой, но интересной частью жизни семьи?
Поделюсь несколькими моментами из своего опыта.
Читайте также
Подростки и книги: как найти точки соприкосновения?
Интерактивное чтение: как подружить ребенка с книгой
Совместное чтение перед сном
Для развития ребенку необходима совместная деятельность с родителем — время, когда они объединены чем-то, когда обоим интересно. У нас с четырехлетней дочерью есть традиция: перед вечерним сном, а иногда – и перед дневным, мы садимся и читаем. Как правило, Соня сама выбирает книгу. Кстати, лет с трех, когда она выучила буквы, я просила ее прочитать первую строчку, затем пару предложений, потом целый абзац. И так постепенно она научилась читать. То есть процесс обучения гармонично встроился в интересное совместное дело.
Сейчас, например, мы читаем всей семьей «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова – перед сном уютно располагаемся и с удовольствием слушаем артистичное папино чтение. Это помогает ребенку замедлиться, настроиться на спокойную волну после шумного дня и активных игр.
Обсуждение книг
После или во время чтения у дочки возникает множество вопросов. «А почему? А как? А что?». Мы терпеливо отвечаем на ее вопросы, обсуждаем их. Так как у ребенка дошкольного возраста мышление конкретное, то живые примеры в книгах – хорошая основа для разговоров о сложном.
Например, недавно при чтении «Незнайки» мы коснулись темы совести, которая мучает после нехорошего поступка. Почему плохо обманывать, можно ли делать другому больно, а самому смеяться над этим? Конкретные ситуации из книги помогли нам обсудить это. И не только сказать «правильный ответ», но и выслушать мысли дочки, потому что для ребенка бывает ценнее самому порассуждать, чем сразу получить готовое решение. Учиться размышлять и находить собственные ответы.
Для этого родитель может спросить:
— А ты сама как думаешь, зачем…?
— А как бы ты сделала?
— А что бы произошло, если бы он…?
И многие другие вопросы, расширяющие контекст.
Ребенок лучше усвоит то знание, которое сам добыл. А мы, родители, слушаем рассуждения дочки — это бывает очень забавно и интересно.
Разыгрывание историй
После совместного прочтения полезно разыграть сюжетно-ролевую историю, ведь игра — ведущая деятельность детей с 3 до 6 лет. Мы это делаем периодически.
Для начала выбираем героев – кто из игрушек подойдет на роли. Распределяем, за кого будет ребенок, за кого – остальные члены семьи. Выбираем, какую часть истории будем изображать. Важно, чтобы сюжет был динамичным, не нужно брать все слова, иначе получится затянуто.
Недавно, например, мы разыгрывали сказки про Сивку-Бурку, Винни-Пуха и Снежную Королеву. Подбирать нужно те сказки и истории, которые сейчас интересны ребенку.
Комментарии