Значение совместного веселья с ребенком

Значение совместного веселья с ребенком

Думаете, дети больше всего на свете любят конфеты? А вот и нет! Детям больше всего нравится веселье! А самое-самое любимое, когда при познании мира и совершении новых открытий их сопровождают родители. И кажется, будто именно они являются тем, кто лучше всего умеет играть с детьми, а в игре их всегда сопровождает безусловное удовольствие. Однако бывает совсем не так. Несмотря на то что родители очень любят своих детей, иногда участие в веселье для них утомительно и даже воспринимается как неприятная, тягостная обязанность, которую необходимо выполнять.

Такие родители часто остаются один на один со своей проблемой, потому что, по их мнению, признание в своих мрачных мыслях может повлечь за собой социальное неодобрение. Некоторые даже заявляют прямо: «Я не люблю играть с ребенком», «Мне не хочется, я заставляю себя делать это». Есть и такие родители, которые не знают, как это сделать, или им просто не хватает интересных идей для спонтанной игры. У многих мам и пап веселье ассоциируется только с баловством и шалостями, к тому же они убеждены, что ребенок может играть сам, потому что умение веселиться и играться для него является чем-то естественным и природным.

Действительно, что в этой забаве такого особенного? Что такого в ежедневном строительстве пирамид из кубиков или складывании в десятый раз одной и той же головоломки? И зачем это я должен вместе с ребенком выбрасывать все эти мягкие игрушки из корзины на пол и при этом смеяться до упаду, а игрушечные мишки вместе с нами? Эти и другие вопросы родителей могут свидетельствовать о том, что зачастую они не знают, как веселиться сообща с детьми, не понимают, чему служат это веселье, игры и совместное удовольствие, а также могут сомневаться в их ценности. Давайте подумаем вместе, скучна ли для взрослых забава или… трудна?

Далее о двух сторонах медали, то есть, с одной стороны, о детях, которые охотно балуются и веселятся с родителями, а с другой – о родителях, которые не хотят веселиться со своими детьми.

В перспективе веселье в доме или магазине, любимая кукла или Lego – это важнейший жизненный урок для ребенка, потому что забава – это развитие познавательной, эмоциональной и социальной сфер. Именно через игру ребенок имеет возможность безопасно испытать и пережить те ситуации, которые являются для него трудными, неприятными или непонятными. Кроме того, развлечение предоставляет много идей для решения проблем, которые в дальнейшем можно применить в жизни. Это область, в которой можно тренироваться вырабатывать социальное поведение, принципы сотрудничества и все навыки, необходимые для эффективного функционирования в группе.

Забава (развлечение, игра) – это еще и улучшение координации, физического развития и тренировка концентрации внимания. В процессе веселья формируются первые интересы, а внимательное наблюдение, сопровождающее какое-то развлечение, позволяет малышам понять мир и правящие в нем законы. Для ребенка присутствие взрослого – это наличие гида, который покажет, как можно поиграться с экскаватором, или предложит какие-то интересные идеи. На удивление, бывает так, что ребенку, оставшемуся наедине с массой привлекательных игрушек, будет скучно и нудно. Этот парадокс показывает, что совместное веселье является чем-то очень важным, и только в сопровождении одного из родителей ребенок может получить ощущение близости, радости и чувства безопасности.

В свою очередь, для взрослых машинка или кукла имеют кардинально иное значение, чем для ребенка, и воспринимаются иначе: кукла – это кукла, а машинка – это машинка. Такое восприятие может привести к тому, что нежелание взрослого участвовать в игре будет лишь нарастать. Ведь не каждый любит веселиться с игрушками. Для многих родителей такая забава ассоциируется с чем-то маловажным, малополезным или малоразвивающим. Часто они не отдают себе отчет, насколько важную роль она может сыграть. В связи с этим у мамы и папы веселая спонтанная игра может ассоциироваться с чем-то незначительным, бессмысленным баловством и принятием неестественных ролей. Такой способ мышления отбирает у родителей уникальнейшую возможность познать своего ребенка – то, как он воспринимает и понимает этот мир.

Современные родители – это люди, которых сопровождают непрерывная спешка, переутомление и высокий уровень стресса. Быстрый темп жизни, много часов, проведенных на работе, приводят к тому, что в течение недели остается действительно мало времени на активное проведение времени с детьми. Если предположить, что родитель тратит восемь часов в день на работу, то, когда он вернется домой, у него будет всего 3–4 часа для совместного времяпрепровождения с ребенком до того, как тот пойдет спать. Мало того, в это время родителю необходимо выполнять домашние обязанности – уборку, стирку или приготовление пищи.

Накопившиеся усталость, разочарование, пережитые в течение дня, а также домашние обязанности приводят к тому, что родитель просто отказывается баловаться и играть с детьми. Ему не хватает задора, желания и энергии, что приводит к тому, что даже веселье воспринимается им как выполнение какой-то тягостной обязанности. Трудно после этого требовать от родителя желания быть активным спутником спонтанных развлечений и игр с ребенком, тем более, что все время в его голове роятся мысли о предстоящих делах по дому. Родители отмечают, что охотнее всего сели бы удобнее и просто любовались, как дети прекрасно играют сами.

Рассказывая о своем веселье с детьми, родители в основном чаще всего делают акцент на дидактической ценности и в связи с этим чаще выбирают обучающие (образовательные) игры, чтение книг или другие развлечения, направленные на стимулирование развития ребенка. Уважением у родителей пользуются такие занятия, во время которых дети изучают цвета, формы, цифры, буквы и т. д. А когда дети просто веселятся, то остаются одни с игрушками, а родитель выступает лишь в роли наблюдателя и контролера ситуации.

С точки зрения многих родителей развлечение должно способствовать главным образом интеллектуальному развитию, расширению знаний, развитию определенных навыков и талантов. В связи с этим они часто воспринимают спонтанные игры как потерю времени и непродуктивную форму детской активности. Однако это свободное или тематическое веселье является источником знаний об эмоциях и трудностях, переживаемых ребенком.

Кроме того, оно является терапевтической деятельностью: с помощью машинок, кукол или плюшевых игрушек ребенок имеет возможность проработать свои проблемы и снять напряжение и негативные эмоции.

Случается, что родители настороженно и смущенно останавливаются на пороге перед миром детской игры, наполненной человечками, динозаврами, феями и принцессами или другими мифическими героями. Все это может показаться им неестественным, искусственным и, что самое худшее, они могут почувствовать, что ребенок видит отсутствие у них гибкости, отсутствие интересных идей для придумывания диалогов и ролевых игр. Порой родители стыдятся, что им не хватает творчества и спонтанности. Из-за этого им трудно спуститься до уровня малыша и разбудить в себе своего собственного внутреннего ребенка.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>