Стоит ли лечить компьютерную зависимость у подростка

Стоит ли лечить компьютерную зависимость у подростка

Вылечите моего внука-игромана!
Я часто рассказываю об опасности компьютерной зависимости у подростков, о том, что ребенок или подросток может полностью уйти в виртуальный мир игр, и он заменит ему реальную жизнь.И вот однажды старенькая бабушка привела ко мне за руку внука — молодого парня лет восемнадцати — на лечение от игромании. Они зашли в кабинет, сели и бабушка нажаловалась, что любимый внук постоянно сидит за компьютером, не гуляет, друзей нет и в последнее время совсем сошел с ума — разговаривает с компьютером и смеется, когда находится в комнате один. Мол, поговорите с ним, чтобы он так больше не делал.

Как только бабушка вышла, молодой человек спокойным и деловым тоном сказал: «Значит так, доктор, давайте вы будете делать вид, что вы меня лечите, а я буду делать вид, что лечусь — моей бабушке так будет спокойнее, а я ее очень люблю. Она у меня темная и в компьютерах ничего не понимает».

Далее молодой человек рассказал, что он уже несколько лет возглавляет российскую команду по одному из направлений компьютерных игр. Это дает ему ежемесячный доход в несколько… (большой доход), и недавно его пригласили тренировать американскую команду за… (много) долларов в месяц, и ему приходится не только учиться, но и много времени проводить за компьютером, что окончательно вывело бабушку из себя. Разговаривает и смеется он, конечно, с друзьями в Сети, но бабушка отказывается это понимать, потому что, с ее точки зрения, это ненормально.

«Доктор, мне бы еще месяц продержаться, чтобы закончить тренировки американской команды. Скажите бабушке, что у меня такая тяжелая зависимость, что из нее нельзя выходить сразу. А там я деньги получу и как-нибудь с бабушкой сам справлюсь. Давайте лучше поговорим о Фрейде».

Я до сих пор со слезами на глазах вспоминаю этого успешного, умного и совершенно необразованного молодого человека. Почему необразованного? Потому что он говорил, что в его вузе разные старые дедушки лет сорока учат их тому, что в мире программирования давно уже стало антиквариатом.Я это к тому, что жизнь всегда сложнее, чем любые наши представления о ней.

Оторвать подростка от компьютера: нужно ли это для его будущего?
А вот и не очень хорошая новость. Стала появляться информация, которая заставляет нас (специалистов) несколько по-другому взглянуть на проблему подростковой компьютерной зависимости.Что случилось? Рассказываю. До настоящего момента психологи и психотерапевты смотрели на проблему подростковой компьютерной зависимости как на явление часто встречающееся, распространенное, но все же как на краевое, маргинальное и временное.

Мы предполагали, что есть основная масса подростков, которые живут обычной жизнью, общаются с людьми, занимаются спортом, учатся, чтобы потом работать и участвовать в процессе созидания чего-то нового. И есть незначительная часть, которая отклоняется от нормального жизненного пути (такое поведение так и называется — отклоняющееся или девиантное), и наша задача вернуть их на нормальный путь к нормальной жизни.

Все вроде бы было понятно. Раньше. Но ситуация, похоже, стремительно меняется прямо на глазах. Есть основания предполагать, что в ближайшее время (речь идет о десяти-двадцати годах) жизнь подростков и молодежи перевернется с ног на голову.

Основная часть подростков и молодых людей будет невостребована в производстве материальных ценностей и услуг. Найти себя хоть в какой-нибудь профессии и получить возможность хоть что-то делать в реальной жизни сможет лишь меньшинство. Работа станет редкостью и дефицитом. То, что пока воспринимается нами как социальная проблема — безработица, станет нормой жизни. Наоборот, работающий человек будет восприниматься как такая же редкость и диковинка, как космонавт или скульптор.

При этом подобная ситуация не приведет к социальной незащищенности подростков и молодежи, отсутствию у них средств к существованию и голоду. Они будут жить на безусловное гарантированное пособие, им будет где жить и что есть. Но чем-то другим, нежели виртуальная реальность, заполнить свою пустую, как пластиковая бутылка, жизнь им будет нечем.

Основная часть молодежи в ближайшем будущем обречена на жизнь в мире виртуальной реальности. Они, собственно говоря, не очень и возражают. Это мы, по старинке, пытаемся оторвать их от компьютера и выгнать на улицу. Но они уже задают нам вопрос: что им там делать, у них все есть?

В скором времени для того, чтобы получить возможность хоть что-то делать в реальном мире, нашим детям придется не просто хорошо учиться, а дважды хорошо учиться, и при этом еще и как-то извернуться, чтобы доказать свою полезность для невиртуальной жизни. И возникает вопрос: а им это надо?

Психологи пока затрудняются спрогнозировать последствия подобного тектонического социального сдвига. Представьте себе жизнь, где учить уроки не обязательно, ходить в школу можно как в кружок по моделированию, книги и фильмы — отстой, можно с утра до вечера играть на компьютере, слушать музыку, общаться в чате. Папа вечером приходит домой, сажает вас за компьютер и говорит: «Поиграй еще сынок в “Контрстрайк”, тебе нужно готовиться к взрослой жизни».

Возможно, мы ошибались, предполагая, что подростков нужно просто оторвать от компьютера, слегка подтолкнуть к реальной жизни, а, попав туда, понюхав ее, попробовав, они уже сами там зацепятся. Все намного сложнее. Чтобы наши дети закрепились в «старой» реальной жизни, их теперь нужно готовить к ней с удвоенной силой (как космонавтов).

И есть еще вторая проблема. Возникает вопрос: а стоит ли вообще это делать? Не превратимся ли мы в этом случае в какое-то подобие патриархальных сельских жителей, которые, наблюдая, как их дети, молодежь уходят «от земли» в город, ворчат и противятся этому, не понимая, что в этом «городе» может быть хорошего.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>