Россия – многонациональная страна. Одновременно на одной площадке, в одной группе детского сада или одном классе находятся представители не только разных народностей, но и разных религий и традиций. По большому счету, это совершенно разные системы воспитания, которые условно можно объединить в две группы: западная и азиатская.
Особенности западной системы воспитания. Здесь считают, что дети ничем не обязаны своим родителям, а вот родители дают жизнь детям осознанно, а, значит, должны им помогать.
Западные родители активно развиваются: у многих — карьера, личный рост, бизнес, увлечения. Появление детей вносит коррективы, но не меняет в корне их жизни. На помощь приходят няни, частные детские сады. Западный детский сад отдаленно напоминает наши дошкольные учреждения. Здесь нет привычного режима дня и общих занятий. Пребывание в саду полностью подчинено детским желаниям и интересам.
Западные родители видят в ребенке личность, которая имеет право на выбор и собственное мнение с момента осознанного восприятия мира. Ребенку не навязывают свои мысли и идеи, не диктуют будущее. Родители не требуют от детей выдающихся результатов, принимая и понимая их особенности. Здесь берегут нежную детскую психику, поддерживают в трудностях, подсказывают и направляют. Даже в многодетной семье старшим детям не навязывают ответственность за младших. Здесь растут рядом, а не вместе.
Обучение в школе имеет свои особенности. Во-первых, дети разного возраста учатся раздельно. Во-вторых, каждый ребенок имеет право на свой индивидуальный маршрут. Школа часто напоминает фабрику знаний, где можно выбрать, какое направление выбрать, чем именно заниматься. При этом коллектив классов может меняться. Учителя не требуют строгого соблюдения дисциплины, для них важнее именно знания и их восприятие. Ученики в классе – партнеры и конкуренты, но не более.
Индивидуализм прослеживается даже в рассадке детей: они сидят по одному. В такой обстановке ребенок с детства приучается думать самостоятельно и отвечать за свои действия.
Западные родители ставят целью подготовить ребенка к активной жизни, поэтому после школы обычной практикой является самостоятельный выбор ребенком собственного будущего. Здесь часто наблюдается выбор в пользу работы или активное зарабатывание стипендии. Привычного поступления в несколько учебных заведений вы здесь не увидите. Обычно о колледже или университете дети мечтают конкретно, готовятся именно туда, и уже обучаясь в школе, они проявляют активность для поступления, оценивая свои шансы. При этом родители не вмешиваются, но могут в некоторых случаях помочь материально.
Кстати, родители с самого рождения не должны активно вмешиваться в процесс воспитания. Любые грубые действия или плохое обеспечение ребенка может послужить поводом для лишения родительских прав. Выбор и индивидуальность – вот главные ориентиры западной системы воспитания.
Комментарии