Всесильные родители и зависимые дети

Всесильные родители и зависимые дети

Если вам попала на глаза эта статья, то вы уже рождены на нашей прекрасной Земле и имеете родителей. А значит, этот материал для Вас. Возможно, кто-то не успел еще стать родителем, но, будучи ребенком, испытал на себе родительские установки или директивы – обязательное для исполнения руководящее указание вышестоящего органа нижестоящему, руководителя подчиненному (из словаря иностранных слов). О как!А ведь подсознательно мы в детстве так и воспринимаем родителей. То есть тем «вышестоящим органом», который нам указывает, которого мы должны слушаться и которому должны подчиняться. Другое дело – выполняем мы эти указания или нет, сразу или оттягиваем время. Даже если мы и не подчиняемся своим родителям, у нас в подсознании остаются все их посылы (особенно прозвучавшие в утвердительной форме). Посеянное всегда дает всходы. И если такие установки повторяются не однажды, ждите «всходов» в вашей взрослой жизни.

Родительские установки
Прекрасно, если родители дают положительные установки, а если негативные, отрицательные…? Именно они усложняют нам жизнь, поэтому давайте о них и поговорим.

Многим, наверное, приходилось слышать что-то похожее (если не в свой адрес, то в адрес других): «Горюшко ты мое», «Глаза б мои тебя не видели», «Не ребенок, а какое-то наказание!…», «Нечего рассуждать, делай, что тебе говорят!», «Какой же ты бестолковый!», «Ну когда ты наконец повзрослеешь!», «Тебе что, больше всех надо?» и т.д., и т.п. Вспомните, с какой эмоциональной силой звучат эти родительские директивы.

Конечно, Вы могли и забыть, какие именно установки говорили Вам в детстве. Поэтому можно не напрягать память, если нет ярких воспоминаний. Гораздо важнее вспомнить регулярно повторяющиеся затруднительные (для Вас!) ситуации, в которых Вы оказывались не только в детстве, но и сейчас. При этом очень важно, что Вы испытываете, чувствуете в это время: тревожность, страх, чувство вины, агрессивность, низкую самооценку, трудности в общении, неумение сдержать обещание, разрушить стереотип и др.

Любой грамотный человек в наши дни уже знает, что все наши комплексы, которые так мешают нам жить, родом из глубокого детства.

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вот и подумайте, дорогой читатель, какого волка в себе «кормите» Вы?

Естественно, что ребенку трудно защититься и противостоять родительским указаниям, т.к. основные директивы даются до 6-7 лет и рождают скрытую форму зависимости от родителей. На первых порах они помогают адаптироваться в мире взрослых, но впоследствии становятся источником многих проблем уже взрослого человека.

Так родители своими директивами пишут сценарий жизни своему ребенку! Сценарий напрямую зависит от позиций, принятых в детстве, и проживается ребенком в процессе развития, ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим». В результате каждая родительская директива негативно влияет на определенный этап личностного развития.

Попробуйте самостоятельно найти ту директиву, которая оказала воздействие на Вас лично. А может, Вы пойдете от обратного: увидите повторяющуюся ситуацию в жизни и выйдете на директиву, о которой могли просто забыть.

Впервые родительские директивы были описаны американскими психотерапевтами Робертом и Мэри Гоулдинг. Они выделили следующие двенадцать видов директив:

1) «не живи»;

2) «не будь ребенком»;

3) «не расти»;

4) «не думай»;

5) «не чувствуй»;

6) «не достигай успеха»;

7) «не будь лидером»;

8) «не принадлежи»;

9) «не будь близким»;

10) «не делай»;

11) «не будь самим собой»;

12) «не чувствуй себя хорошо».

Исследования, проведенные для изучения родительских директив, показали, что названия директив по Гоулдингам вызывают неприятие у наших родителей и детей, а потому названия директив были отредактированы и расширены с учетом частоты и особенностей использования их в нашей культуре.

Первая директива – «Не живи»
1. «Глаза бы мои на тебя не глядели».

2. «Чтоб ты провалился(ась)».

3. «Мне не нужен такой плохой мальчик (девочка)».

4. «Не хочу видеть такого непослушного ребенка».

5. «Сколько тревог и волнений я пережила с тех пор, как ты появился(ась) на свет».

6. «Как я переживала, когда ты в детстве болел(а)».

7. «Не хочу слышать, как ты плачешь».

8. «И слышать об этом не желаю».

9. «Я не сделала карьеру (не вышла замуж), т.к. все силы отдала тебе».

В бытовой речи эта директива выражается в «воспитательных» беседах и частых «приговариваниях», адресованных ребенку. На первый взгляд некоторые из них выглядят как безобидные упреки. Но именно они рождают глубинное чувство вины за свое рождение, которое мешает увидеть цель и смысл своей жизни. Рано или поздно над этим задумывается каждый из нас.

Скрытых смыслов в этой директиве несколько.Первый – взрослый перекладывает на ребенка (существо заведомо более слабое и зависимое) ответственность за нерешенность своих собственных жизненных задач.

Второй – закладывается подсознательное умозаключение ребенка – «лучше бы мне вообще не родиться». Предельным решением проблемы здесь является самоубийство (как это ни печально!), а выходом из ситуации могут быть частые травмы и другие саморазрушения (алкоголизм, наркомания, увлечение экстремальными видами спорта). Это происходит потому, что ребенок на инстинкте самосохранения учится заботиться о своей физической безопасности в той мере, в какой чувствует свою нужность для окружающих его людей.

Третий – такое отношение к себе не дает ребенку возможности реализовать свои способности в различных сферах жизни. Частые физические травмы и заболевания мешают ему приспосабливаться к реальной жизни и ставят в прямую зависимость от родителей и другого окружения.

Четвертый – установка «не живи» подсознательно толкает ребенка на нарочитое, провокационное хулиганское поведение вне дома, он как бы специально «нарывается» на наказание. После того, как наказание свершилось, у ребенка автоматически снижается планка чувства вины. Ведь проще чувствовать себя виноватым за разбитое окно или нос, чем испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что. Здесь предельным вариантом является многократное попадание в тюрьму. Это, кстати, один из ответов на вопрос о том, почему дети из «приличных» семей становятся уголовниками.

Как ни парадоксально, но и сверхопекаемые дети, и дети, живущие в атмосфере безнадзорности, оказываются в одинаковой ситуации, если они получили эту директиву. Только для первых она звучит как «не живи своей жизнью, а живи моей жизнью», а для вторых — «твоя жизнь мешает моей жизни».

Взрослому человеку, который в детстве получил такую директиву, приходится постоянно доказывать себе и другим, что он что-то значит в этой жизни.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>