Родителям хочется, чтобы их дети вели себя как джентльмены и леди. Были вежливыми и учтивыми со старшими и сверстниками, прилежно занимались и слушались взрослых. Добиться этого не так просто.
Начинайте с себя!
Дети бессознательно копируют модель поведения родителей. Поэтому если маме или папе не нравится что-то в ребенке, то им стоит задаться вопросом: может быть я так себя веду?
Простой пример: отец грубо и пренебрежительно отзывается о матери жены. Все это слышит малыш, и он начинает переносить такую модель общения на своих родителей. Папа ругает ребенка и недоумевает, что не так?
Ребенок рождается чистым листом. Любые привычки, поведение и прочее он копирует у взрослых. Поэтому если сами родители грубые и неласковые, то им не стоит ждать иного от детей. В семье нужно поддерживать доброжелательную атмосферу. Члены здороваются друг с другом, говорят «спасибо» и «пожалуйста», активно поддерживают и помогают. В таком атмосфере ребенок воспринимает вежливость как нечто само собой разумеющееся.
Окружающая среда
На воспитание детей влияет генетика, семья и среда. Какая из частей окажет большее воздействие нельзя сказать заранее. В условиях детского сада малышей приучают благодарить воспитателя и его помощника, здороваться, обращаться по имени-отчеству.
Иногда родителям кажется, что ребенку лучше называть педагога «тетя Маша» вместо «Мария Михайловна», но таким образом не будет формироваться уважительное обращение.
Дома тоже стоит поддерживать атмосферу вежливости. Ребенка учат благодарить маму за ужин, помощь и т.п. Постепенно это войдет в привычку. С малых лет малышу нужно внушать, что все люди достойны уважения и тогда это чувство будет с ним всегда.
Основы культуры
Умение вести себя не ограничивается правильным приветствием. Важно и то, что делает ребенок — может ли отнести посуду, выкинуть фантик в мусорку и т.п. Во всех этих ситуациях решающая роль отведена взрослым. Именно от них малыш перенимает манеры. Поэтому с ранних лет ребенка приучают к бережному отношению к природе:
Сортировке мусора.
Весь мусор относится только в урну, даже если это только обертка.
Нельзя намеренно пачкать места общего пользования и т.п.
Постепенно все это войдет в привычку, и малыш начнет воспринимать эти действия как само собой разумеющееся. Не стоит пытаться читать ребенку нудные и длинные лекции — он не будет воспринимать их в силу возраста. Лучше моделировать разные игровые ситуации. Например, вспомнить про Маленького Принца и его планету. Предложить малышу представить, что станет с планетой, если каждый человек будет мусорить и забудет о том, как себя вести.
Через игры и сказки дети лучше воспринимают разные ситуации и перенимают теоретический опыт поведения. Можно разыгрывать кукольный театр, брать разные игрушки и придумать истории самостоятельно. Но важнее всего помнить, что именно родители являются образцом поведения. Поэтому любые перемены нужно начинать с себя.
Комментарии