Синдром гиперактивности у детей перестал быть редким диагнозом в последнее время. Он так «полюбился» многим педагогам и врачам, что они стали применять его название не всегда к месту. Ребенку ставят диагноз СДВГ, говорят о гиперактивности, но есть ли эта проблема на самом деле? Давайте разбираться.
Для начала определимся, что гиперактивность и СДВГ – это не одно и тоже. СДВГ расшифровывается, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В этот синдром входят определенные нарушения, включая нарушения в эмоциональной регуляции.
При таком синдроме заметны:
дефицит внимания;
импульсивность;
гиперактивность.
То есть, мы видим, что гиперактивность является частью синдрома СДВГ.
Причины СДВГ и гиперактивности
К появлению СДВГ приводят определенные мозговые дисфункции, которые зачастую являются врожденными. Эти нарушения больше относятся к области медицины, поэтому такой диагноз могут поставить только специалисты-медработники после проведения серьезного комплексного обследования с участием медиков, психологов и педагогов.
Синдром гиперактивности у детей также может быть вызван врожденными нарушениями функций головного мозга. Однако привести к нему могут и поражения нервной системы в результате травм, к примеру, родовых. Третьим фактором являются психосоциальные причины, куда относятся психологические травмы, проблемы семейного воспитания.
Почему этот диагноз распространен?
Так как основные признаки СДВГ и отдельно гиперактивности не так редко встречаются у детей вследствие их возрастных особенностей, то их приписывают к проявлению названных заболеваний. К примеру, полугодовалый малыш часто плачет и капризничает. Недолго думая, не проводя дополнительных обследований, невропатолог, исходя из жалоб мамы, ставит крохе диагноз СДВГ, хотя на самом деле предпосылок для этого нет. Плачут и капризничают все младенцы, а проблема может заключаться в восприятии мамы или, например, в больном животике крохи.
Признаки синдрома гиперактивности у детей
Не стоит ставить малышу диагноз гиперактивность, если он просто подвижный или невнимательный. Нельзя путать личностные особенности или особенности познавательных процессов с нарушениями центральной нервной системы. До трех-четырех лет диагноз СДВГ может не сильно себя проявлять или иметь смазанную картину. И только к этому возрасту симптомы становятся явными:
повышенный тонус мышц. Это очень важный признак, который обязательно должен быть. Степень его выраженности может быть разной, от небольшой зажатости временами до постоянного напряжения какой-то части тела, к примеру, конечностей;
двигательная расторможенность, которая носит хаотический характер, когда кроха сам себе не рад и не может с собой справиться;
проблемы со сном.
Что чаще всего замечают родители и учителя?
Таких признаков несколько:
сверхподвижность и сверхактивность;
трудность в выполнении точных движений;
отвлекаемость и невозможность к сосредоточению, невнимательность;
нестабильность настроения;
импульсивность;
вспыльчивость и проявления агрессивности. Так как эти дети быстро переключаются и незадерживают внимание на одном длительное время, то они отходчивы, быстро забывают нанесенные обиды и горести;
не всегда могут предсказать результат своего поведения и поступков, из-за чего причиняют травмы и проблемы окружающим;
имеют пониженный болевой порог, поэтому не всегда осознают, когда причиняют боль окружающим.
Синдром гиперактивности у детей и психологические особенности
Непоседа с нормальным развитием имеет наглядно-действенное мышление до 6 лет. Гиперактивный ребенок может сохранять такой тип мышления до 8 лет. Что это означает?
Такому крохе для понимания результата процесса обязательно надо произвести с предметом практические действия (потрогать, пощупать). Чтобы он понял какое-то задание, ему приходится показывать на примерах, слов будет недостаточно.
Такие дети не могут выполнять задания, в которых надо запомнить последовательность действий. Нарисовать — разукрасить — вырезать — приклеить — это достаточно сложная цепочка для гиперактивного непоседы. Если ему не подсказывать, то он собьется уже после второго звена цепочки, запутается и откажется работать дальше. Взрослые думают, что он отвлекается, а он, на самом деле, уже не помнит, что должен сделать.
Таких детей тяжело чему-то научить как родителям, так и учителям. Но специалисты Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной https://annasemkina-centre.ru/ справляются с поставленной задачей, подбирая к каждому ребенку индивидуальные программы и методики.
Невнимательность и отвлекаемость приводят к тому, что знания получаются поверхностными и хаотичными. Да, такие малыши задают много вопросов, но не дослушивают объяснения, берутся за разные занятия, но бросают, не доделав. Они имеют любопытство, но не имеют любознательности.
Синдром гиперактивности у детей ведет к высокой утомляемости и цикличности в работе и умственной деятельности. Хотя мы можем этого и не замечать внешне, но утомляемость связана с тем, что короткие периоды активности мозга сменяются периодами отдыха, когда ребенок не может полноценно усваивать информацию.
Быть может, вашему непоседе поставили синдром СДВГ или гиперактивности. Не спешите огорчаться, все названные признаки помогут понять родителям, есть ли, действительно, у их чада синдром гиперактивности у детей. Однако не стоит и самостоятельно ставить своему отпрыску диагноз гиперактивность или СДВГ. Квалифицированный психолог и невропатолог могут поставить его только после комплексного обследования и диагностики.
Комментарии