Только к концу 1 месяца жизни малыш начинает проявлять первые дифференцированные реакции на обращение к нему, которые представляют собой определенные движения (замирание, слежение глазами) и интонированный крик. На основании этих двигательных и голосовых реакций вы можете с полной уверенностью утверждать, что малышу нравится, а что вызывает у него дискомфорт. В 2 – 3 месяца ребенок начинает активно гулить. Гуление – это еще не речь, а предречевые вокализации, которые представляют собой негромкие и протяжные звуки или слоги, типа «а-а-а-а», «а-гу» и т.д.
На протяжении 4-го – 6-го месяцев жизни у ребенка появляется лепет. Лепет является предшественником возникновения первых слов и представляет собой вокализации в виде слоговых цепочек, которые могут быть представлены повторениями одинаковых («ба-ба-ба») или разных («ма-ба») слогов.
С 7 месяцев жизни у ребенка отмечается многообразие лепетных слов, представляющих собой слова из двух или трех открытых слогов (ляля, папа, баба) и звукоподражания (би-би, пи-пи).
В 1 год жизни малыш хорошо понимает обращенные к нему отдельные слова, простые инструкции. А самое главное – у него появляются первые самостоятельные слова, типа «деда», «бах» и т.д.
Период от одного года до трех лет жизни характеризуется стремительным увеличением словарного запаса у ребенка. Это связано с переходом малыша от эмоционально-действенного общения со взрослым к предметной деятельности, благодаря чему создаются условия для знакомства с различными свойствами предметов, установления простейших связей между ними и т.д. В этот период малыш с интересом повторяет за взрослым слова, при этом переставляет в них звуки местами, заменяет их или вообще опускает.
До 1 года 3 месяцев жизни малыш использует лишь отдельные слова, не имеющие определенной грамматической формы (остаются неизменными), для выражения своих потребностей и впечатлений. Основное место среди этих слов все еще занимают лепетные слова и звукоподражания, например, «ди», «бух», «ня», «ав-ав» и т. д. Для того, чтобы смысл высказывания был понятным взрослым, малыш чаще всего использует жесты и изменяет интонацию.
К 1 году 6 месяцам у ребенка появляются слова, обозначающие действия, типа «дай», «пить», «на» и т.д. Словарь полуторагодовалого ребенка должно составлять не менее 20 – 30 слов. С 1 года 9 месяцев в речи малыша появляются простые фразы. Отличительной особенностью такой фразы является отсутствие грамматической связи. В данном случае малыш объединяет слова, не изменяя их, а лишь связывая интонацией, например, «Ляля бах», «Мама, ди», «Даси няня» и т.д. Словарь ребенка в этом возрасте составляет не менее 50 – 70 слов.
К 2 годам жизни ребенок использует в речи отдельные слова в единственном и во множественном числе. Словарный запас в данный возрастной период составляет не менее 200 слов и представлен как существительными и глаголами, так и прилагательными и местоимениями (я, ты, мне). К концу второго года ребенок правильно произносит следующие звуки: к, г, х, п, т, д, н, б, м, ф, в. С 2 лет 4 месяцев ребенок активно изменяет отдельные слова по падежам, времени и лицам. Данный возрастной период характеризуется активным словотворчеством. Ребенок придумывает новые слова, но при этом обязательно учитывает правила и законы своего родного языка.
В 3 года ребенок правильно употребляют формы падежа, лица, времени, числа, воспринимает словосочетания и фразы как целое. Чисто произносит звуки с, з и ц. Его словарный запас составляет приблизительно 1200 – 1300 слов, который наполнен словами с перестановками слогов, например, калбуки, мотолок и т.д. Как развивается речь у ребенка дошкольного возраста? Дошкольный возраст характеризуется качественными и количественными изменениями, которые происходят в психофизическом и речевом развитии ребенка. Главной особенностью данного возрастного периода является переход к новому ведущему виду деятельности – сюжетно-ролевой игре, которая невозможна без развитой диалогической и монологической речи и богатого словаря.
У ребенка в 4 года в речи могут встречаться достаточно сложные предложения, представляющие собой не просто набор существительных, глаголов и прилагательных, но и некоторых наречий, предлогов и союзов. К концу четвертого года жизни активный словарь должен составлять не менее 1800 – 2000 слов. В этот возрастной период ребенок правильно произносит звуки ш, ж, ч, щ.
В 5 лет малыш использует практически все части родного языка, выстраивает распространенные и согласованные предложения. Словарный запас достигает 2500 – 3000 слов. Ребенок правильно выговаривает все звуки, в том числе звуки л и р. Активно употребляет обобщающие слова, типа «овощи», «мебель» и т.д. Различает слова, отличающиеся одним звуком, например, палка – балка, дом – том. Определяет наличие звука в слове и его месторасположение (в начале, середине и конце). Составляет рассказ по картинке или серии картинок.
В 6 лет ребенок активно использует все части речи, применяет устойчивые слова и выражения, например, на скорую руку и т.д. Активный словарь составляет не менее 3500 слов. Без помощи со стороны взрослого ребенок может составить развернутый рассказ по картинке или пересказ сказки. Подбирает синонимы и антонимы, знает многозначные слова. Различает гласные и согласные, мягкие и твердые согласные, сонорные, свистящие и шипящие звуки. Чисто произносит все звуки речи.
Комментарии