Подростковый возраст часто незаслуженно пользуется дурной славой и подвергается критике из-за склонности общества обвинять во всех социальных проблемах «нынешнее поколение», а также из-за сталкивающихся с трудностями, огорченных родителей, которые ищут поддержки, рассказывая истории о плохом отношении и неблагодарности своих детей-подростков. Но правда состоит в том, что подростки – это просто люди, они, как и все мы, подвержены человеческим страстям и пытаются найти свое место в мире.
Просто те типы подросткового поведения, которых родители боятся больше всего, такие как бунтарство, употребление наркотиков, расстройства пищевого поведения и т. д., не появляются из ниоткуда. Подростки не растут в вакууме. Воспитание в раннем возрасте имеет гораздо большее значение, чем мы можем себе представить в первые месяцы и годы жизни наших детей. Раннее воспитание не только формирует то, кем они станут, но и оказывает огромное влияние на наши отношения с ними. Мы в буквальном смысле строим наши отношения с подростками в то время, как воспитываем детей дошкольного и младшего возраста.
В идеале подготовка к подростковому возрасту начинается еще в младенчестве, и именно в эти первые месяцы жизни мы закладываем ребенку фундамент доверия. В ясельном возрасте подготовка продолжается, и мы устанавливаем безопасные и обоснованные границы дозволенного, мягко руководим детьми, проявляем терпение и дальновидно воспитываем их, например, планируем поездки по магазинам в соответствии с графиком дневного сна ребенка и берем с собой закуски и любимые игрушки, чтобы предотвратить появление причин для истерики.
В дошкольные и младшие школьные годы подготовка к подростковому возрасту основывается на фундаменте доверия, который мы заложили в первые месяцы и годы жизни нашего подростка. В этот период мы работаем над развитием духа сотрудничества, а не неукоснительного подчинения, устанавливаем здоровые отношения с нашими детьми на основе совместной работы, а не диктатуру, основанную на принудительном послушании, а также создаем модель эффективного общения друг с другом, основанную на умении слушать и возможности быть услышанным, а не «закрываем» ум и сердце ребенка, что является результатом нотаций и воспитания на основе контроля.
В итоге получаем:
Детей, которым не нужно бороться за свою независимость, потому что у них отсутствуют причины и мотивация для протеста.
Детей, которые чувствуют, что их уважают, их мнение слышат и ценят, и поэтому у них нет тревоги, которая может подпитывать негативное отношение.
Детей, которые доверяют и чувствуют доверие и не хотят терять то, что они инстинктивно считают большой ценностью, – взаимные доверительные отношения с родителями.
Так закладывается фундамент для мягкого воспитания детей в подростковом возрасте.
После того как мы заложили основу для подросткового возраста, мы начинаем готовить подростков к взрослой жизни. В ежедневном воспитании подготовка к взрослой жизни подразумевает то, что и дети, и мы сами должны быть готовы к их переходу во взрослую жизнь, намеренно и последовательно передавая бразды правления их жизнью в их неопытные, но толковые руки.
Еще один аспект воспитания наших подростков – это участие в их жизни. В первые годы мы находимся рядом с малышами, когда они исследуют мир, мы вместе гуляем и мокнем под дождем, строим кривые башни из кубиков, которые падают и перестраиваются снова и снова. Мы читаем малышам сказки на ночь и пускаем к себе в постель маленьких полуночных посетителей, щекочим друг друга по утрам и целуем выдуманные «вавки».
В подростковом возрасте участие в жизни ребенка означает почти то же самое, только место падающих кубиков занимают планы, надежды и сердца, которые иногда разбиваются от глубокого разочарования и нуждаются в нашей поддержке и понимании, чтобы вновь воспрянуть к жизни. А полночные гости теперь тихонько стучатся в нашу дверь и спрашивают, можем ли мы немного пообщаться. Это также объятия, веселье, слезы и шепот ободрения. Участие в жизни подростка означает, что родители находятся рядом, знают обо всем и всегда готовы прийти ему на помощь. Это активное, инициативное и обдуманное воспитание детей.
И, наконец, то, как мы анализируем и объясняем поведение наших детей в первые годы их жизни, создает реальную основу для того, как мы будем истолковывать их поведение в подростковом возрасте. В первые годы понимание детей означает, что, вместо того чтобы приписывать скрытые отрицательные мотивы плачу, любопытству, эмоциональным вспышкам, исследованиям, истерикам и другим видам поведения наших малышей, мы стремимся понять то, что они пытаются сообщить нам, мы сопереживаем нашим детям и ценим их эмоции. Это означает, что в первую очередь мы стараемся удовлетворить потребности, лежащие в основе их поведения, мягко руководя малышами и обучая их наиболее эффективным способам выражения своих потребностей по мере взросления и формирования личности.
Комментарии