Навыки письма: что они дают ребенку?

Навыки письма: что они дают ребенку?

Когда вы последний раз писали что-нибудь на бумаге, ручкой или карандашом? Как получилось — читабельно? Или вы попали в большую компанию тех, кто бесстрастно или грустно отметил про себя: почерк стал некрасивым и неразборчивым? А вы знаете, что во многих странах детей больше не учат писать от руки? Зачем, если есть компьютер, клавиатура и принтер. В самом деле — зачем детям чистописание? Что ценное можно утратить, отказавшись от развития навыка письма? MedAboutMe предлагает найти ответы вместе.

Короче всего можно ответить так: это хороший, очень эффективный метод развития ребенка, дань полезной традиции, не утратившей актуальности. И дело даже не в развитии мелкой моторики, которая, безусловно, важна. Моторика может развиваться и другими способами — рисованием, лепкой, рукоделием. Развитие навыка письма активизирует те отделы мозга, которые отвечают за способность планировать и контролировать.

А еще — обучаясь рукописанию, ребенок учится преобразовывать в слова и буквы то, что он видит, то есть связывать язык и визуальные образы. Выводя старательно палочки, кружочки и завитки, ребенок учится терпению и усидчивости, умению соотносить движение руки с тем, что он видит, вырабатывает точность движений. Это на этапе механического обучения письму. Но и это еще не все: умение писать способствует развитию умения читать и понимать написанное. То есть дети, обучаемые чистописанию, лучше воспринимают текстовую информацию. И если есть некоторые основания утверждать, что современному человеку письмо без надобности, — ведь все равно все набирается на клавиатуре, — то способность эффективно усваивать информацию из прочитанного по-прежнему актуальна. Впрочем, как и способность внятно и лаконично излагать собственные мысли. А это умение также совершенствуется при письме вручную. Умение набирать тексты на клавиатуре такого эффекта не дает. Рукописание активизирует те зоны головного мозга, что отвечают за конвертацию буквенных символов в слова и образы.

Рукописание способствует лучшему запоминанию информации. Это достоверный факт. Причина кроется в графомоторной памяти: выписывание букв и слов способствует усвоению смысла. Печать на клавиатуре или использование диктофона не столь эффективно. Опыт многих поколений студентов показывает: при рукописном конспектировании запоминание происходит значительно легче. Многие отмечали, что тщательно законспектированная лекция может даже не требовать перечитывания. Это связано с тем, что в процессе записей студент не записывает механически все подряд, а мысленно проводит обработку поступающей информации, приводя ее в наиболее логичный (в собственном индивидуальном восприятии) и лаконичный вид. Современные студенты, как правило, либо набирают все на планшете/ноутбуке, либо вообще записывают на диктофон.

И если в первом случае процесс первичной обработки информации еще в определенной степени присутствует, запоминание происходит, то с диктофоном отпадает и эта необходимость. В результате, чтобы понять материал, студенту приходится неоднократно прослушивать записанную лекцию, и далеко не факт, что информация усвоится лучше в аудио-формате, а не визуально-графомоторно. Вернее — факт, что усваивается хуже. О пользе письма для развития общей грамотности можно даже не говорить: умение хорошо писать и читать прямо влияет на уровень грамотности. А этот критерий так же прямо связан со способностью перерабатывать и передавать информацию, что в наш век развитых коммуникаций становится одним из наиболее важных умений. Какой смысл в быстром наборе текста, если он практически не информативен из-за безграмотности автора и его неспособности связно излагать?

Сторонников отказа от обучения детей письму не просто много: их очень и очень много. Целые страны уже исключили из программы начальной школы уроки чистописания и письма вообще. В других письму обучают только в начальной школе и очень коротко. Уже давно никто не требует от учеников красивого, разборчивого почерка.

Давно идут разговоры об отказе от рукописания и в системе школьного образования России. Для представителей старшего поколения, выросшего в советской системе образования, доводы в пользу отказа от письма звучат дико, но молодые учителя «ничего такого» в них не видят и горячо соглашаются.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>