Мне всегда было любопытно, какой процент стоматологических клиник открывают люди, ранее не работавшие в стоматологии и не имеющие профильного образования. Думаю, не слишком большой. Так же должно быть и с образовательными учреждениями. Образовательные услуги – очень сложный продукт, результаты которого будут видны только через какое-то время.
Если родитель не является педагогом, ему или ей бывает нелегко отличить качественное учебное заведение от того, которое просто использует набор маркетинговых ходов. В Великобритании этот вопрос решен – все частные и муниципальные образовательные учреждения участвуют в рейтинге OFSTED. Он позволяет родителям выбрать более качественное образовательное учреждение для своего ребенка.
В России я пока не видела системы таких профессиональных независимых рейтингов. Это усложняет процесс выбора для родителя, которого бомбардируют различными впечатляюще звучащими маркетинговыми лозунгами и ходами. Что же скрывается за этими фразами?
В нашем детском саду используется авторская образовательная программа
Довольно бессмысленное заявление, ведь у всех образовательных программ всегда есть автор. Такое утверждение само по себе еще ни о чем не говорит. Важна статистика, доказывающая эффективность конкретной программы. Если вам говорят, что программа «авторская», поинтересуйтесь, кто автор, какими заслугами он известен, чем эта авторская программа лучше других авторских программ.
Мы применяем международную образовательную программу
За пределами России нет такого понятия, как «международная программа». Во многих странах работают international schools – чаще всего это означает, что находящееся, например, в Испании учебное заведение обучает детей по британской дошкольной общеобразовательной программе Early Years Foundation Stage.
Все дошкольные образовательные программы обычно имеют страну происхождения. «Международная программа» – это что-то из разряда «евроремонт» или «еврохимчистка». Такой привет из 90-х. Видимо, считается, что «международная программа» звучит дорого, но на самом деле это не означает «хорошо».
Ребенок, обучающийся по программе Монтессори, будет таким же успешным, как Сергей Брин и Джеф Безос, которые учились по этой системе
Это может вызвать лишь улыбку. А дети в королевской семье Великобритании посещали детский сады, работающие по британской программе дошкольного образования. И все, кто учится по этой программе, получают такое же образование, как будущие короли и королевы, — но монаршими особами при этом не становятся.
Мой главный вопрос ко всем учреждениям, называющими себя «Монтессори-детскими садами», куда детям идти учиться дальше? Может быть, в Италии или в иных странах есть полная образовательная траектория по системе Монтессори – детский сад, школа, университет. В Москве я о таком не слышала, но ко мне в сад приходили дети, обучавшиеся ранее по принципам Монтерссори. У них частая проблема – педагог читает детям историю, и все ее слушают, а в самый разгар процесса ребенок из Монтессори-сада решает, что ему больше хочется построить что-то из кубиков, а не слушать рассказ. Он встает и уходит в другую часть классной комнаты.
Со временем мы обучаем детей вниманию и концентрации, но мне непонятно, как вот такие дети из московских Монтессори-групп пойдут учиться в российские муниципальные, британские, немецкие или иные не-Монтессори школы. Там, где на уроке арифметики нужно заниматься арифметикой, а не пением. Развитие самостоятельности ребенка и предоставление ему свободы – это, конечно, хорошо, но нужно помнить о разумных ограничениях и понятии дисциплины, с которым он столкнется в дальнейшей жизни.
Безопасность детей обеспечивается камерами видеонаблюдения с онлайн доступом для родителей
На самом деле безопасность детей обеспечивается не камерами видеонаблюдения, а целым комплексом мер. Начинается он с правильного отбора персонала с проверкой рекомендаций от предыдущих работодателей. За все время моей работы в России со мной связывались, чтобы проверить информацию о моих бывших сотрудниках – российских и иностранных, – только международные образовательные учреждения. Хотя несколько моих бывших сотрудников впоследствии устраивались на работу в российские так называемые английские детские сады и клубы, оттуда мне никогда не звонили для получения характеристики. У сотрудников должна быть полностью заполненная и действующая медкнижка, справки от нарколога, психиатра и об отсутствии судимости.
Системный подбор сотрудников дошкольного образовательного учреждения предполагает их обучение технике безопасности и первой помощи. Однажды ко мне на работу пришла девушка, ранее работавшая в одном английском детском саду, где ее поставили работать с детьми до прохождения подготовки по оказанию первой помощи. По ее словам, один из детей в ее группе чем-то подавился. В результате ребенок не пострадал, но всю вину за произошедшее бывший работодатель свалил на нее, хотя это как раз его забота – дать ей навыки оказания первой помощи.
Безопасность ребенка в саду – это также правильным образом установленные электрические розетки и приборы отопления, техника пожарной безопасности, наличие лицензированного медицинского кабинета с квалифицированной педиатрической медсестрой.
В нашем саду с вашим ребенком будет заниматься логопед и психолог
В Великобритании дошкольника направляют к психологу или логопеду, если такое заключение дадут педагог ребенка и врач общей практики. Британских педагогов для дошкольников обучают решать распространённые поведенческие и иные проблемы воспитанников самостоятельно. Как я понимаю, в российских профильных учебных заведениях педагогов также этому обучают.
В Великобритании логопеды и психологи – это специалисты-медики. К ним детей направляют, только если проблема настолько серьезна, что требуется вмешательство специалиста. В России в частных детских садах рекламируются занятия с психологом! А почему нет занятий с педиатром, детским стоматологом или хирургом? За свою практику на родине я не встречала такого количества детей дошкольного возраста, которых отправляют к психологам и логопедам, как здесь в России. Создается впечатление, что часто это совсем не необходимость для ребенка, а способ повышения доходности предприятия.
У нас работают только высококвалифицированные педагоги — носители языка
Частные образовательные учреждения нередко размещают информацию об образовании своих «высококвалифицированных педагогов — носителей языка» на собственных сайтах. Родитель, не поленившийся заглянуть на страничку с регалиями, может узнать, что иностранный педагог по образованию юрист или вэб-дизайнер. Также я видела американскую девушку, которая стала «высококвалифицированным» педагогом-дошкольником уже будучи в России. Видимо, как-то надо было зарабатывать. Но самое смешное, что я встречала – это «иностранные педагоги», квалификация которых подтверждается дипломом или сертификатом той российской организации, где они работают.
Вот типичная история, которую мне рассказал пришедший на интервью англоговорящий педагог. Он работал у себя на родине на заводе, когда друзья ему рассказали, что можно зарабатывать больше денег, преподавая иностранцам английский по Скайпу. Так началась его педагогическая карьера. До прихода на интервью в мой детский сад в Москве он работал педагогом-предметником в дорогостоящем известном учебном заведении, хотя профессионального образования у него нет. Поэтому всегда просите документы, подтверждающие квалификацию вашего педагога.
Бесплатный пробный день в нашем детском саду
Его не может быть в лицензированных дошкольных учреждениях. Новых детей можно допускать в группу только со справкой от педиатра, где указано, что ребенок здоров, не имел контактов с инфицированными и может посещать дошкольное учреждение, с результатами анализов на энтеробиоз и яйцеглист, а также с полностью заполненной медицинской картой 026У. К тому же должен быть выпущен приказ о зачислении ребенка в группу на основании заявления родителей. Также в детских садах, где занимаются дошкольным образованием, дети, приходящие на один день и затем уходящие, нарушают образовательный процесс.
Процесс адаптации ребенка к детскому саду – очень тонкий и сложный. У нас разработана целая программа мягкой адаптации. В ней нет места «пробным дням» – бесплатным и не очень. Конечно, в детском клубе или центре, где занимаются присмотром и уходом, а не дошкольным образованием, пробный день возможен.
Франшиза детских садов/клубов по всей России
В России нет больших сетей детских садов – есть только франшизы, работающие под одним брендом. В таких заведениях нет никакой гарантии качественной организации и наработанной методики преподавания. Чаще всего в таких детсадах и клубах есть один пакет рекомендаций от продавца франшизы. Вот по нему одному и учат.
При этом случается так, что компания, занимающаяся футбольными секциями, теперь продвигает франшизу школ по изучению английского языка. Поэтому стоит изучить историю создания вашего дошкольного учреждения, чтобы убедиться, что его руководство действительно стремится обеспечить качественные уход и образование детям и имеет для этого соответствующие знания, а не желает только зарабатывать на них «по 200 000 рублей каждый месяц».
У нас малочисленные группы
Еще одно утверждение, которое ничего не значит. На самом деле лицензированная частная образовательная организация должна получать согласовательный документ из Роспотребнадзора, где указано максимальное количество учеников, которые могут находиться в каждой классной комнате. В России оно определяется площадью помещения. Часто родителям рассказывают о маленьких группах в 10-15 учеников, но в реальности комнаты такие маленькие, что там нельзя обучать больше 5 детей одновременно. Убедитесь в просторности помещений, оцените, можно ли будет там развернуться всей вашей группе.
Мы применяем лучшие современные методики с элементами британской дошкольной образовательной программы, а также учебные материалы из США
Бывает, что организация рекламирует себя как Маленькая Англия в каком-то районе Москвы, а работает у них американская гражданка под руководством российской заведующей. Или крупная франшиза детских садов и центров сообщает, что дети у них учатся на пособиях и материалах из США, а их авторская программа готовит детей к поступлению в школы Москвы, работающие как по английской национальной программе для начальной школы, так и школ, работающих по программе международного бакалавриата. Вот такое чудо чудесное!
Я всю жизнь полагала, что в детских садах должны обучать по некоей проверенной образовательной программе с эффективностью, доказанной на опыте, и понятными методами оценки прогресса ребенка. Как британский педагог и специалист по британской дошкольной образовательной программе Early Years Foundation Stage (в Великобритании есть всего одна такая программа), заверяю, что «учебные материалы из США» для качественного обучения по ней точно не требуются.
Комментарии