Календарь развития ребенка: от года до двух лет

Календарь развития ребенка: от года до двух лет

В нашем предыдущем выпуске мы подробно разобрали все нюансы первого года развития малыша. Но и после первой годовщины вопросы мам не заканчиваются. Здесь уже рост более стабилен, и не обязательно отслеживать изменения каждый месяц. Чтобы помочь вам с основными моментами, сопровождающими новый период жизни вашего ребенка, мы поговорили со специалистом и составили календарь развития от года до двух лет.

Что должен уметь ребенок после года
За год маленький человечек осваивает множество новых умений.

— За год малыш начинает не только уверенно ходить, но и бегать. Сам присаживается на детский стульчик. Садится на корточки, чтобы поднять предмет. Возит за собой игрушки на колесиках. Поднимается и спускается по лестнице, держась за руку взрослого.

— Пьет из поильника, может пить из чашки, если ее поддерживает взрослый. К концу второго года сам пьет из чашки. Ест из ложки – сначала неуверенно, а к концу года все лучше.

— Малыш начинает контролировать акт дефекации, поэтому примерно с 15 месяцев начинает проситься на горшок. Контроль мочеиспускания происходит чуть позже – к концу второго года. Начинает понемногу раздеваться – с помощью родителей. Учится умываться и подражает чистке зубов.

— Держит карандаш, чертит им по бумаге, постепенно учится рисовать круг и прямые линии. Переворачивает страницы в книге. К концу второго года может построить башню из 5−6 кубиков. Собирает пирамидку по размеру колец.

— Понимает много слов, все больше говорит: если в начале второго года это было 5−6 слов, то к концу – более 50. Выстраивает простые предложения из 2−3 слов. И даже может петь песенки. Хорошо различает объемы предметов. К концу второго года знает основных 4−5 цветов, но иногда путает их. Может недолго играть самостоятельно, появляются сюжетные игры.

— К концу второго года малыш начинает говорить о себе «я» (до этого называл себя в третьем лице).

Рост и вес: к концу второго года ребенок весит от 9,2 до 13,8 кг, рост – от 78 до 91 см.

Особенности в этот период: за этот год ребенок многое учится понимать, но еще не может выразить словами свои мысли и желания. Родители и окружающие не всегда могут понять, что нужно их чаду, результат – так называемые кризисы первого года жизни и кризис двухлеток. В чем они проявляются? Малыш подвержен эмоциональным всплескам, проще говоря, устраивает истерики, если что не по нему. Двухлетка уже начинает самоутверждаться, но при этом очень зависим от взрослых, не выносит одиночества.

Причин этих истерик несколько:

— ребенок еще не может контролировать свои эмоции, но ему необходимо их выплеснуть;

— слишком много запретов. Их должно быть не больше 3−4, больше запомнить и осознать двухлетка не сможет;

— во время истерик малыш учится самоконтролю: пусть он стучит игрушкой об пол, швыряет вещи, но если при этом не делает того, вы ему запретили, значит, процесс идет.

Как развивать ребенка
Помогайте ему учиться бегать, прыгать, лазать. Также необходимо развивать мелкую моторику – именно она отвечает за устную речь.

1. Для начала постоянно усложняйте простую ходьбу: гуляйте не только по ровной поверхности, но и в горку, под горку, покоряйте с малышом кочки и ямки, которые нужно перешагивать. Если малыш устал, посадите его в коляску – он будет готов от нее отказаться лишь ближе к 2,5 – 3 годам. Когда ребенок освоится на пересеченной местности, скорее всего, он побежит сам. Можно подарить ребенку мяч, который он будет пинать.

2. Если есть возможность установить дома шведскую стенку, это будет хорошее подспорье для физического развития. Как правило, залезать на нее по ступенькам дети учатся быстро, а вот слезать без вашей помощи им пока сложно. Объясните ребенку, что ползать по шведской стенке нужно в вашем присутствии. Также пусть малыш учится спрыгивать с нее (сначала с вашей помощью).

3. Научиться прыгать для ребенка не так просто. Для этого должен быть достаточно развит вестибулярный аппарат и не должно быть ортопедических проблем со стопами. Делайте вместе с ребенком упражнения.

4. Для развития мелкой моторики занимайтесь с ребенком творчеством: лепкой, рисованием (пальцами, карандашами, красками, фломастерами), игрой с песком, аппликациями. В этом же возрасте можно покупать первые конструкторы – они должны быть с крупными деталями, а также шнуровку и мозаику. В полтора-два года дети обожают вкладывать мелкие предметы в отверстия – подойдут все игрушки-вкладыши, а также обычная коробка, в которой можно вырезать дырки и прятать туда мелкие игрушки.

5. Очень полезна для развития мелкой моторики сортировка: шарики, горошины, крупа, фасоль – чем разнообразнее по форме (шарики, зерна, кубики) и поверхности (гладкие, шероховатые, шелковистые) будут детали, тем лучше. Замечательная игра, которой дети долго способны заниматься (кстати, она успокаивает): возьмите глубокий поддон, насыпьте туда манки или другой мелкой крупы, заройте в нее стеклянные разноцветные шарики (они продаются в магазинах), мелкие игрушки – рыбок, насекомых из наборов. Покажите малышу: «Что там спряталось в песочке?» Малыш по 20−30 минут может вылавливать предметы из манки. Усложните задание: попросите его рассортировать их, например, красные шарики сложить в один стаканчик, а голубые – в другой.

Ни в коем случае не оставляйте его без присмотра в это игре – дети в этом возрасте по-прежнему все тащат в рот и могут проглотить!

6. Играйте в пальчиковые игры:

— сжимаем и разжимаем кулачки;

— гладим что-то мягкое (упражнение на расслабление);

— «дует ветер» – расслабляем руки от локтя и трясем их, будто дует ветер.

— считаем пальчики. Под стишок один за другим загибаем пальчики («Этот пальчик воду носил, этот пальчик кашу варил…»). В конце разжать кулачок и потрясти кистью. Чуть потяните, слегка нажимая, за каждый палец;

— «курочка по зернышку клюет»: помогите ребенку сложить пальчики в виде клюва, ритмично наклоняйте их, приговаривая: «Курочка по зернышку клюет»;

— ловим пальчик. Малыш водит пальцем по вашей раскрытой ладони. Когда вы говорите «ап!», то закрываете ладонь и ловите пальчик. Ребенок должен успеть убрать его.

— Игра «Самолетик», в которую вы играли раньше, становится более активной: ребенка можно покачивать на согнутых в коленях ногах с большой амплитудой.

— Перекатывание со спины на животик и обратно – пусть малыш делает это сам.

— Возьмите малыша за ножки (это удобно делать папам из положения, когда ребенок лежит на животе у взрослого), покружите его вниз головой. Затем аккуратно, придерживая шею, положите на диван. Как правило, детям это упражнение нравится.

— Осваивайте хождение по гимнастическому бревну.

— По-прежнему хороши прыжки на батуте.

— И веселое катание с горки на санках.

Комментарий врача
С года до двух приучаем ребенка к горшку. Высаживайте его после каждого кормления и в течение дня каждый час. Подгузник дома снимите совсем, оставьте только на сон и на прогулку. И маме будет проще понять, через какой промежуток времени ребенок ходит в туалет. В год и шесть – год и семь малыш сам пытается кушать с ложки: держит ее, но переворачивает, не донеся до рта. А ближе к двум годам уже умеет самостоятельно кушать. Пьет из кружки, удерживая ее, начиная с возраста от полутора лет до года семи месяцев. И с того же возраста постепенно переходит на общий стол. Начиная с года трех месяцев ребенок помогает маме одевать его: подставляет руку, ногу. А в год и восемь пытается сам надеть штаны, носочки, сандалии.

А теперь о поводах волноваться: если в год и месяц с копеечками малыш не пошел – к врачу. Если не пережевывает твердую пищу, а только глотает, – к врачу. Помочь сформировать навык жевания смогут только специалисты. Но если к двум годам ребенок не одевается и не ходит на горшок, не страшно. Путевку в сад сейчас выдают поздно, и многие дети только к трем годам учатся этим навыкам. К двум годам малыш в идеале должен заговорить простыми предложениями: «моя мама», «моя киса», «я бегать». Самый минимум для нормы – говорить простыми словами, без предложений. Но если и этого нет – срочно к логопеду! А если и он не справляется, тогда нужно подключать невролога, тот выпишет сосудистые препараты.

Минимальные навыки в игре к двум годам: пирамидку хоть неправильно, но должен собрать, суметь нарисовать хаотичную каракулю. Машинкой должен играть как машинкой – катать, а не баюкать. Если ребенок все путает в игре – это неврология. Что касается психического развития: самое главное – малышу должно быть интересно контактировать с детьми, совместно что-то делать с ними.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>