Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Многие родители испытывают радость и облегчение после того, как малыш научился сам есть ложкой или вилкой. Для приобретения этого навыка понадобится некоторое время, а также забота и терпение со стороны взрослых. Рассказываем, как пройти процесс обучения правильно, легко и комфортно.

Признаки готовности есть ложкой самостоятельно

Как только ребенок начнет пытаться взять из рук папы или мамы, которые его кормят, ложку, то ему стоит дать собственную ложечку (из силикона, пластика) в ладошку. Это позволяет научить держать прибор, а также отвлечь внимание и продолжить кормление. Также в этот момент стоит поддерживать инициативу.

По возрасту не предусмотрено четкого периода. Обычно дети начинают осваивать навыки есть столовыми приборами по достижению 1 года или немного ранее. К этому периоду они способны пережевывать небольшие кусочки. Уже к 10 месяцам ребенок начинает повторять движения родителей, пытается зачерпывать еду, подносит ложку ко рту.

Также принято считать, что научиться самостоятельно кушать малыши должны к 2 годам. В некоторых случаях для закрепления этого навыка понадобится больше времени, что является полностью нормальным для индивидуального развития.

Подготовка к обучению

Приступать к усвоению такого важного навыка малыша, как есть ложкой, нужно после определенной подготовки:

подбора столовых приборов и посуды;
выбора подходящей еды;
создания комфортных условий.

Выбор правильной посуды и столовых приборов

Зачастую удобство столовых приборов позволяет ускорить освоение ребёнком навыков есть самостоятельно. Наилучшим вариантом является ложка, которая должна соответствовать требованиям безопасности и комфорта. Поэтому стоит рассмотреть такие приборы из силикона, пищевого пластика или резины. Также через определенный период можно использовать для кормления легкие металлические ложки. При этом, керамические версии для малышей не подходят, так как могут разбиться от падения или другой динамической нагрузки.

Большую важность в обучении занимает эргономика рукояти. Чем она удобнее, тем быстрее и проще ребенок освоит навык обращения со столовыми приборами. Поэтому основание (ручка) должно подходить под хват ладошки малыша и не выскальзывать (такими хорошими свойствами обладают версии с прорезными ручками). Рукоять также должна быть короткой с небольшим изгибом. Это помогает лучше учиться не проливать содержимое ложки, более точно доносить ее до рта.

Форма черпака ложечки должна быть достаточно широкой и глубокой для удобства набора еды, при этом комфортного размера для ротика малыша.

Также будет интересной малышу ложка яркого цвета с фигурками или рисунками. Так, цвет и персонаж, изображенный на ложке, сосредотачивают внимание ребенка на приборе во время еды, и малыш узнает свою ложечку, обрадуется ей. Таким, образом, он будет понимать ее предназначение.

После прорезывания зубов можно начинать приучать к металлическим столовым приборам. Если ребенок во время еды случайно прикусит ложку, то не травмирует десневую ткань, а просто «клацнет» зубками. Желательно выбирать ложку с толщиной материала в диапазоне 2-5 мм.

Выбор правильной пищи для обучения

Начинать освоение ребёнком умения кушать самостоятельно лучше с блюд, которые обладают густой консистенцией. К ним относятся вязкая каша, рис и пюре. Это позволяет развивать навык с минимальным разливанием и рассыпанием продуктов.

Лучше всего сначала использовать для обучения фруктовые, овощные и мясные пюре, которые обычно применяются для первого прикорма. Их можно приготовить самостоятельно, отварив и тщательно измельчив ингредиенты. Также можно приобрести готовые пюре от известных производителей.

В дополнение к этим блюдам, ребенку в возрасте от года можно предлагать мягкие кисломолочные продукты. Среди них детские йогурты и творожки.

После приобретения базовых умений обращения с ложкой можно пробовать учиться есть суп, в котором твердые продукты необходимо предварительно размять до консистенции пюре. Если ребенок уже может пережевывать твердую пищу, то в тарелку можно накладывать кусочки отварных овощей, мягкие фрукты.

Создание комфортной обстановки для обучения

Для обучения самостоятельному приему пищи, на ребенка можно надевать специальные нагрудники (из клеенки или силикона), одежду, которую можно легко отстирать. Также можно усаживать малыша за стульчик для кормления в одном подгузнике. Так после еды будет достаточно помыть ребенка вместо стирки комплекта одежды. На пол лучше постелить клеенку.

Для ребенка необходимо подготовить детскую посуду: полимерную ложку и красивую тарелку из материала, который не бьется при случайном падении.

Сначала у него не все будет хорошо получаться, еда будет рассыпаться в радиусе до нескольких метров, ребенок может пачкаться. Однако стоит помнить, что нужно предоставлять малышу возможность постепенно учиться есть самостоятельно, хотя этот процесс и занимает больше времени.

Для создания благоприятных условий для обучения самостоятельному приему пищи не стоит включать мультики. Они будут мешать концентрировать внимание ребенка на формировании правильной координации движений руки с ложкой.

Малыша нельзя ругать и критиковать за неаккуратность, ведь он только учится. Папе и маме необходимо проявлять терпение, быть спокойными в процессе освоения навыка самостоятельного питания с помощью ложки или вилки.

Способы обучения

Существует несколько методов и секретов, помогающих привить ребенку самостоятельность за столом. Разберем их особенности, и то как облегчить процесс обучения.

Постепенное увеличение количества еды на ложке

На первых этапах усвоения самостоятельного питания на детскую тарелку лучше сначала накладывать небольшие порции. После того, как малыш съест первую часть, можно предлагать добавку.

Помощь и поощрение самостоятельности

Очень важно хвалить ребенка даже за незначительные успехи. Стоит помнить, что он не сразу станет быстро и скоординировано пользоваться ложкой и вилкой. Однако, рядом с уверенным и понимающим взрослым любые навыки развиваются за более короткий период. Поэтому нельзя кричать за неторопливость, ковыряние в тарелке. Это может привести к формированию нежелательных ассоциаций. Вместо этого стоит говорить ребенку, какой он молодец, как хорошо старается.

Игровые методы обучения

Дети привыкают к использованию ложки не сразу. Кроме тренировок за столиком, можно в игровой форме улучшить координацию движений с помощью лопатки в песочнице.

Чтобы лучше закрепить навыки, можно попросить «накормить» игрушечными ложками мягких игрушек, кукол. К этим обучающим методам можно привлекать и членов семьи.

Другим вариантом игрового процесса является дополнение приема пищи фразами по примеру: «машинка заезжает в гараж», либо «самолетик заходит на посадку». В качестве транспорта можно выбрать любой другой вид, которые больше всего нравится ребенку. Важно, чтобы ложка с едой достигала детского ротика.

Возможные проблемы при обучении

Иногда могут возникать затруднения в процессе развития навыков самостоятельного приема пищи. Зачастую с ними можно справиться с помощью простых рекомендаций.

Проблемы, связанные с отказом ребенка есть ложкой

К ним относится: отсутствие аппетита, множество отвлекающих факторов, отсутствие примера взрослых.

Если у малыша нет аппетита, то обучать его обращаться со столовыми приборами не получится. Однако стоит отключить телевизор, отложить в сторону различные гаджеты и игрушки. Если ребенок продолжает капризничать, то лучше перенести кормление на другое время, возможно он еще не голоден.

Также отказываться от самостоятельного использования ложки малыш может, если он поперхнулся или обжегся едой. В этом случае необходимо сделать перерыв, после которого можно снова предложить ребенку взять столовые приборы.

Проблемы, связанные с недостаточной моторикой ребенка

Не стоит ждать мгновенного формирования умения есть ложкой и хорошей ловкости от маленького ребенка. Понадобится сначала положить столовый прибор в ручку малышу и помочь правильно схватить рукоять. Наиболее оптимальным вариантом для малышей является хват ложки ладонью сверху. Далеко не всегда он запомнит, как нужно держать столовые приборы. Потребуется отрепетировать эти действия несколько раз.

Рекомендации по решению проблем

Чтобы не снижать аппетит во время кормления, необходимо сбалансировать рацион и ограничить чрезмерное употребление сладких напитков (соков, киселей, компотов), всевозможных сладостей (конфеты, печенья и т.д.).

Для ускорения процесса развития навыков самостоятельного использования ложки лучше организовывать совместный прием пищи в кругу семьи. При этом ребенка стоит разместить за своим столиком. Наблюдая за тем, как пользуются столовыми приборами мама и папа, сестрички и братики, малыш станет пытаться есть сам.

Важно, чтобы обучение всегда проходило под контролем родителей. Нельзя оставлять ребенка с ложкой одного, думая, что он сам может поесть.

После начала освоения навыков самостоятельного приема пищи не стоит возвращаться к родительскому кормлению. Для закрепления умения требуется ежедневная практика и терпение взрослых. Родители могут только корректировать действия и правильность хвата ложки, постепенно у ребенка появится прогресс.

Для правильного формирования навыка ребенка есть самостоятельно родителям достаточно предлагать вкусные и полезные блюда, а также проявлять заботу, любовь и терпение.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>