Идея о том, что ты не заслуживаешь успеха, куда более распространена, чем можно подумать, — как и идея о том, что, если у тебя что-то есть, значит, кому-то другому этого не хватает (и надо его жалеть — пусть тот, кому повезло больше, чувствует себя виноватым), что, если ты успешен и состоятелен, значит, у тебя просто есть нужные знакомства, ты умеешь убеждать и манипулировать, а может быть, даже подставил кого-нибудь. Не то чтобы так не бывает, просто одно дело — встречаться с подобными случаями, не считая их закономерностью, и совсем другое — верить, что в жизни бывает только так, потому что так говорили или думали наши родители.
Несчастные и считающие себя бедными люди ненавидят счастливых и богатых не потому, что считают их плохими, а потому, что, видя их, вынуждены обратить внимание на свою низкую самооценку, пессимизм и неспособность извлекать уроки из прошлого и настоящего, чтобы построить мирное и счастливое будущее.
Успеха может добиться каждый: для этого нужно лишь захотеть чего-то, поверить в свою мечту и проявить терпение, последовательность, дисциплинированность, упорство и способность не останавливаться, пока цель не будет достигнута.
Если вы ненавидите богатство и все, что с ним связано, если в детстве вас недолюбили, если в вашей семье было много ссор из-за денег, то очень вероятно, что совершенно неосознанно вы делаете все, чтобы изобилия в вашей жизни не было. И программируете будущее ребенка фразами, о значении которых не задумываетесь.
«Ничего хорошего ты не получишь!»
Что думает ребенок. У меня ничего не будет (ни денег, ни целей, ни здоровья, ни счастливой семейной жизни, ни хороших отношений и так далее). Я ничего, ничего не заслуживаю. Я ничего не стою. Ладно, будет исполнено…
Что сказать вместо этого. Эти слова превращают ребенка в тревожного пессимиста, который чувствует, что соревнования еще не начались, а он уже проиграл.
Прежде всего подумайте, что заставляет вас произносить / думать это по отношению к себе и детям. Что касается противоядия от этой ядовитой фразы, то вот они:
«Ты замечательный!»;
«А вот и моя принцесса! Чем тебя сегодня порадовать?»;
«Мама, пойдем гулять в парк!» — «В парк, мой хороший? А чем ты там хочешь заняться? Если хочешь, я с радостью пойду с тобой, как только смогу. А что тебе нравится делать в парке? Может быть, мы займемся этим дома, пока дождик не закончится?»
Слыша такие слова, ребенок чувствует, что его понимают, что ему готовы что-то давать.
«Деньги — грязная вещь»
Что думает ребенок. Выходит, деньги — это плохо. Если я их трогал — я грязный (да, здесь заложен двойной смысл). Значит, от них надо держаться подальше. Ладно, не буду подходить к грязным деньгам (и буду неосознанно искать способы растратить их, отдать кому-то или просто не зарабатывать)
Что сказать вместо этого. Задайтесь вопросом, почему вам кажется, что деньги — грязная вещь. Подумайте, что для вас «грязь» с этической точки зрения, а что — с физической. Если вы говорите, что деньги грязные, потому что их трогало много людей и они замусолены, будет достаточно приучить ребенка мыть руки после того, как он трогал деньги. Ваш пример заменит собой ядовитую фразу и поможет избежать двусмысленности. «Милый, вымой руки, эти деньги столько людей трогали… Ты же чувствуешь, что руки у тебя теперь не очень чистые?»
(Если вы прислушиваетесь к своему телу, вы это и сами чувствуете. Если у вас выработалась привычка, вы вряд ли забудете вымыть руки после магазина, контакта с деньгами, покупок или мытья овощей.)
Комментарии