ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе напрямую зависит от физической. При оценке физической готовности исследуют:
• уровень физического и биологического развития: рост, вес, работоспособность, утомляемость, систему реакций;
• состояние здоровья, зрелость анализаторных и функциональных систем, в особенности пищеварительной и мочевыделительной, зрения, слуха;
• общую координацию движений, силу, ловкость, выносливость;
• развитие мелкой моторики и координации движений руки;
• умение держать ручку правильно и в нужной руке;
• осанку, позу за столом;
• соблюдение гигиенических норм, владение навыками самообслуживания.
Физическую готовность к школе определяют во время медицинского осмотра, по итогам которого ребенку выдается заключение. Если у дошкольника есть выраженные отклонения, отставание в физической готовности, ему рекомендуют заниматься в коррекционной школе по особой программе.
физкультура
СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе опирается и на специальную. Чтобы успешно обучаться, первоклассник должен владеть базовыми учебными умениями. Психологи считают, что дошкольник готов к 1 классу, если он:
• называет буквы;
• читает слоги или слова;
• считает до 10;
• прибавляет и отнимает в пределах 10;
• пишет отдельные части букв, цифр;
• обводит прямые и кривые линии;
• рисует простые предметы;
• сочиняет небольшие рассказы, истории;
• обладает связной, грамотной речью;
• конструирует, строит из кубиков и блоков;
• поет, танцует, лицедействует;
• выполняет простые физические и спортивные упражнения.
Список умений лишь примерный. Однако даже владение перечисленными навыками облегчит обучение и освоение школьных предметов на начальном этапе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность ребенка к школе – это уровень психического развития, достаточный для освоения школьной программы и обучения в коллективе. Психологическая готовность складывается из:
• личностной (мотивационной);
• умственной (интеллектуальной);
• волевой (эмоционально-волевой);
• социальной (коммуникативной).
Определением психологической готовности к школе занимаются психологи, педагоги и логопеды еще на этапе детского сада. При выявлении отставания специалисты, как правило, рекомендуют ребенку посещать дошкольное учреждение еще один год.
Личностная (мотивационная) готовность
Личностная готовность – важный компонент психологической готовности ребенка к школе. Развитый аспект позволяет первокласснику сознательно вступить в новую роль. Ребенок готов к обучению, если:
• ощущает себя самостоятельной личностью;
• имеет сформированный характер и внутреннюю позицию;
• обладает нормальной самооценкой;
• самостоятелен, способен к самоорганизации;
• позитивно воспринимает новую социальную роль школьника, принимает ее правила и обязанности;
• понимает, зачем он идет в школу, осознает важность обучения;
• испытывает интерес к учебе и получению новых знаний, хочет познавать мир с новых сторон;
• активен, с удовольствием меняет виды деятельности;
• адекватно реагирует на критику в свой адрес, на замечания взрослых;
• способен самостоятельно выполнять задания по зрительному образцу и задачи, поставленные педагогом устно;
• может оценить результат работы, адекватно принять оценку и признать ошибки;
• имеет сформированное эстетическое и нравственное чувство.
Комментарии