Согласно последним исследованиям психологов, главной причиной агрессивного поведения у 6-летних детей является их генетическая предрасположенность, которая влияет на особенности психики. Кроме того, среди психологов распространено мнение, что агрессивное поведение формируется у ребенка под воздействием окружения. Родителям и педагогам следует учитывать оба фактора для того, чтобы усовершенствовать методы воспитания.
Природа агрессии у детей
Агрессия – это неотъемлемая часть социального развития ребенка. Наивысший уровень агрессии у ребенка проявляется в возрасте от 2 до 4 лет. Становясь старше, дети учатся управлять эмоциями, общаться со сверстниками и улаживать конфликты. Они способны справляться как с проактивным, так и с реактивным агрессивным поведением.
Проактивная агрессия может проявляться в физической или вербальной форме. Она направлена на то, чтобы управлять другими людьми или получить преимущество над ними. Реактивная агрессия является защитной реакцией на вероятную угрозу. Хотя некоторые дети демонстрируют агрессию только в ответ на действия окружающих, чаще всего проактивное и реактивное агрессивное поведение неразрывно связаны.
Биологические и социальные причины агрессии
Психологи отмечают, что за последние годы уровень агрессии как у детей, так и у взрослых сильно возрос. Почему это происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, канадские ученые провели исследование. Они исследовали более 500 пар близнецов на предмет проявления проактивного и реактивного агрессивного поведения. В результате ученые пришли к выводу, что в возрасте 6 лет оба типа агрессивного поведения вызваны биологическими факторами, в то время как в возрасте от 6 до 12 лет – различными факторами, связанными с окружением ребенка.
Результаты эксперимента
В исследовании приняли участие 223 пары однояйцевых близнецов с идентичным генетическим кодом и 332 пары двуяйцевых близнецов. Участники были подобраны таким образом, чтобы выяснить, какой фактор агрессивного поведения у детей является решающим – генетическая предрасположенность или социальное окружение. Наблюдения за поведением детей проводились в возрасте 6, 7, 9, 10 и 12 лет. В результате исследования было выявлено, что генетические факторы влияют на агрессивное поведение ребенка в 6 лет в большей мере, чем в 12 лет. Это связано с тем, что в возрасте от 6 до 12 происходит процесс активного развития, в том числе и формирование таких познавательных функций, как планирование, принятие решений, самоконтроль и концентрация.
Психологам еще предстоит разобраться, какие именно социальные факторы влияют на проявления проактивной и реактивной агрессии у детей. Однако результаты данного исследования свидетельствуют о необходимости разработать новые программы профилактики агрессивного поведения с учетом особенностей психики ребенка. Психологам следует оказывать поддержку учителям и родителям детей, которые проявляют агрессивное поведение, в реализации этих программ в школе и дома.
Кроме того, результаты исследования подтверждают гипотезы психологов о том, что реактивная агрессия связана с виктимным поведением ребенка. Соответственно, изменение моделей поведения ребенка позволит ему справиться с агрессией. В то же время для того, чтобы справиться с проактивной агрессией, необходимо работать над развитием у него социальных навыков.
Комментарии