Чем младше ребёнок, тем быстрее формируется у него усталость. Если ребёнок грудного возраста бодрствует боль двух часов, то это приводит к усталости даже если не было активных действий. Позже усталость возникает из-за активной нагрузки, такой как: мышечная (игры) и умственная (уроки, занятия). По многим исследованиям понятно, что у детей процесс возбуждения доминирует над процессом торможения. Поэтому долговременный процесс торможения у ребёнка провоцирует появления чрезмерной усталости.
Возникновению усталости у ребёнка содействует сокращение длительности сна, как ночного, так и дневного, ограниченное нахождение на свежем воздухе (прогулки). Неправильное расписание активной деятельности и отдыха ребёнка способствуют появлению усталости. Усталость может возникать при слишком долговременных занятиях одним делом, чрезмерной активности в игре или любом другом развлечении, истериках и нервном состоянии ребёнка.
Усталости сопутствует ослабление мозговой деятельности и активности: снижается работоспособность, теряется внимание, происходит двигательное волнение. Если усталость развивается и дальше, то это может привести к чрезмерному торможению из-за которого возникает увеличение порога восприимчивости зрительных, слуховых и кожных анализаторов. У детей в младшем возрасте процесс торможения распространяется полностью на всю часть коры мозга, поэтому возникает постоянное чувство сонливости (гиперсомния).
У детей более старшего возраста во время умственной деятельности, которая связана с долговременными и однообразными занятиями в школе, факультативными уроками либо же репетиций в других кружках – всё это может вызвать чрезмерную усталость и сонливость. Провоцирующими обстоятельствами являются:
недосыпание,
непродолжительное пребывание на свежем воздухе,
неправильный ритм между отдыхом и деятельностью.
Внешне очень заметно, что ребёнок уставший:
бледный вид кожи,
вялые моторные движения,
дрожание рук.
Работоспособность на занятиях и в другой работе сильно снижаются, пропадает интерес к чему-либо, проявляется раздражительность и иногда агрессия, сосредоточенность нарушается, появляется состояние постоянной депрессии.
Комментарии