Учебный кризис — знакомое многим родителям состояние: ребенок запустил учебу, наполучал двоек, ему грозит неаттестация, второй год, вылет из школы. Обычная родительская реакция — закрутить гайки, лишить карманных денег, компьютера, летних каникул, подарков. Но это редко помогает. Проблема не в том, что ребенок не хочет, а в том, что не может исправить положение дел. У него еще нет навыков кризисного менеджмента. И трудная учебная ситуация — хороший случай научить его это делать.
Ставим диагноз
Разбираться в причинах кризиса, разумеется, стоит. Очень часто дело вовсе не в том, что ребенок «от рук отбился» или «обленился». За тяжелым отставанием в учебе могут стоять проблемы с физическим и психическим здоровьем — собственно, иногда именно тут родители впервые начинают замечать, что с ребенком что-то не то. А может быть и накопленное непонимание после давних пропусков или не усвоенного когда-то материала, и сложности с вниманием, с восприятием, обработкой и хранением информации. И сложности в школе — проблемы с друзьями, с общением в классе — так что у ребенка не остается душевных сил на учебу.
Поэтому важно не наказывать, а разобраться: понимание причин поможет ликвидировать последствия. А еще станет понятно, насколько ребенок сейчас реально работоспособен, усидчив, сообразителен, с какой нагрузкой он в состоянии справиться и как планировать ликвидацию завалов.
Теперь — уже о том, что делать. Никаких секретов я тут не открою, но в целом этот простенький алгоритм несколько раз выручал моих и знакомых мне детей, попавших в трудную учебную ситуацию по разным причинам, в том числе связанным со здоровьем.
Важно: здесь пойдет речь не о хронически неуспешных детях с проблемами обучения; не о детях с серьезными пробелами в знаниях (скажем, полгода пролежал в больнице; в прежней школе не преподавали ряд предметов или преподавали из рук вон плохо, и тому подобное). Речь пойдет о детях, которые до определенного момента так или иначе справлялись с учебой — но в какой-то момент перестали справляться. Часто это бывает связано с переходом на новый этап обучения — в 5 или 9 класс; с депрессией; с пропусками по болезни; с падением мотивации к учебе; с пубертатом; с конфликтами в школе или дома и так далее; наконец, очень часто есть и одно, и другое, и третье, и еще что-нибудь).
Подготовительный этап
1. Осознать, чьи это проблемы. Это не «вот еще горе на мою голову» — это проблемы ребенка, и наша роль здесь — помочь ему с этими проблемами справиться, а заодно научить его разгребать гору проблем. Если мы будем злиться, наказывать ребенка — то, конечно, отведем душу, но никакого прока тут больше не будет.
2. Заручиться согласием ребенка на то, что ему помогут. Без его доброй воли и готовности что-то делать, чтобы справиться с ситуацией, ничего не выйдет. Если ребенок склонен впадать в отчаяние — «ничего у меня не выйдет» — имеет смысл всем дружно осознать, какова на самом деле цена катастрофы. Как правило, она не особенно велика: пересдача на осень, например. Но даже если и велика — тем более важно минимизировать ущерб.
3. Оценить масштаб поражения, выяснить, каковы жертвы и разрушения. Сами дети могут об этом даже не догадываться: когда они теряют контроль над ситуацией, они уже не могут отследить, как растет снежный ком их долгов.
Поэтому:
А) Спрашиваем классного руководителя, какие претензии есть у предметников;
Б) Выписываем из электронного журнала сведения о всех домашних заданиях по каждому предмету, если они там есть. Смотрим, где есть отметки и какие они. Выясняем, что не сдано.
В) Опрашиваем предметников, если это возможно, — лично, в чате или по электронной почте. Иногда только из личных разговоров складывается какая-то цельная картина.
Выясняем:
— что нужно сделать по каждому из предметов, чтобы получить аттестацию;
— нет ли возможности поправить дела там, где аттестация точно будет, но итоговая оценка может быть и получше;
— к какому сроку нужно сделать этот объем работы, когда и в какой форме сдать;
— кто из учителей готов помочь (позаниматься после уроков, вместе сделать лабораторную работу, дать побольше времени, снизить требования до минимальных, дать индивидуальное задание);
— когда каждого из учителей можно застать в школе и как с ним лучше держать связь;
— какие учебники, атласы, пособия нужны по предмету, каковы требования к ведению тетрадей (тут родителя обычно подстерегает много неприятных сюрпризов).
4. Берем у каждого учителя нужные распечатки с учебными материалами, если они нужны, либо просим прислать их по почте.
5. Заводим отдельную тетрадь или блокнот со всеми долгами по всем предметам; один предмет — одна страница.
6. Вместе с ребенком проводим ревизию учебников: все ли учебники, карты, атласы, пособия на месте (что не выдали, потерял, не было в библиотеке, дал Сереже на время, забыла у Насти дома — узнаем, есть ли возможность их вернуть).
7. Докупаем, берем в библиотеке, скачиваем из интернета нужные учебники и пособия.
Читайте также: Можно ли родить ребенка «для себя»?
8. Вместе с ребенком проводим ревизию тетрадей: есть ли они, по каким предметам их нет (тогда заводим). Разбираем отдельные листочки, складываем их попредметно в хронологическом порядке. Разбираем на листочки «всепредметные» тетради, добавляем нужные листочки в предметные подборки. Убираем из тетрадей лишние рисунки и записи. Склеиваем, скрепляем степлером или переплетаем полученные коллекции. Выясняем, чего не хватает в записях.
9. Если нужны конспекты, которых нет — узнаем, у кого в классе можно взять конспекты переписать или откопировать. Берем, копируем.
В процессе родителям будет казаться, что это катастрофа — и что ребенка, который так запустил дела, уже ничего не спасет. И что в воспитательных целях лучше бы оставить его с этой катастрофой наедине, чтобы он проникся и больше так не делал.
Это довольно плохая идея, особенно если у ребенка слабые организационные способности, не самое лучшее эмоциональное состояние — и если мы не можем назвать его волевым человеком. Особенно нехороша эта идея, если у него есть объективные причины для этого всего: он переживает горе, у него травмирующая обстановка в школе, у него есть соматические заболевания или психические расстройства (включая, кстати, депрессию и синдром дефицита внимания).
10. Покупаем чистые тетради, ручки, маркеры для текста, липкие листочки и проч. — скорей всего, вся нужная канцелярка у такого ребенка уже тоже давно сгрызена, растеряна, поломана. Заодно еще можно вместе с ним провести ревизию рюкзака, выкинуть оттуда огрызки и крошки, отмыть чернила и вытрясти лишние листочки (иногда среди них обнаруживаются потерянные домашние задания и несданные контурные карты).
11. Смятое и рваное, если оно нужное, подклеиваем, разглаживаем, оборачиваем. Чужое возвращаем хозяевам.
Комментарии