Зачем и как надо развивать эмпатию у ребёнка?

Зачем и как надо развивать эмпатию у ребёнка?

Эмпатия — это способность понимать, чувствовать или разделять чувства других и эмоциональная реакция на то, что чувствует или должен чувствовать другой человек. Эмпатия начинается со способности принять другую точку зрения, встать на место другого. Но дело не только в этой способности. Продавцы, политики, актеры и маркетологи часто очень хорошо умеют смотреть на вещи с другой точки зрения, но могут не заботиться о других. Мошенники и мучители смотрят на вещи с другой точки зрения, чтобы эксплуатировать слабости людей. Эмпатия включает в себя обе части этого процесса: и способность, и сострадание с проявлением заботы.

В профессиональном мире эмпатию относят к категории soft skills, или «мягких навыков», которые занимают всё более важное место в современном мире и важны для карьерного роста. Наряду с умением выстраивать собственные границы эмпатия – требование для ряда профессий и работы в коллективе. Но и до начала трудовой деятельности эмпатия необходима всем, в том числе детям. Кроме того, именно в дошкольном возрасте можно развивать её наиболее успешно. Как это делать и что надо знать родителям?

Виды эмпатии

Различают два основных типа эмпатии: когнитивную и эмоциональную.

Когнитивная эмпатия — это способность понимать точку зрения другого человека и чувствовать его боль. Такую эмпатию вы испытываете, когда погружаетесь в опыт другого человека, не теряя собственных чувств. Это также называется ролевой игрой.
Эмоциональная эмпатия — это заместительное переживание эмоционального состояния другого человека. Она включает в себя переживание эмоциональной реакции на событие либо потому, что вы сочувствуете человеку (реактивная эмпатия), либо потому, что чувствуете, что чувства другого человека схожи (параллельная эмпатия). Эмоциональная эмпатия также известна как эмоциональная отзывчивость.

Почему эмпатия важна?

Эмпатия жизненно важна для сплоченного общества. По данным Emory University, эмпатия – основа принятия этичных решений, добрых поступков и альтруизма. Отсутствие сочувствия к эмоциям других людей в раннем детстве связано с проблемами психического здоровья в более позднем возрасте, такими как расстройство поведения ​и психопатия (исследования АРА в Developmental Psychology и Psychological Bulletin).

Эмпатия у детей связана с более альтруистическим, кооперативным и просоциальным поведением. Эмпатичные дети обладают лучшими социальными навыками и эмоциональным интеллектом. Такие дети проявляют меньшую агрессию и имеют более высокие моральные стандарты. Они также чаще осознают свою вину в случае проступков и следуют правилам даже без контроля. Эмпатичные дети с большей вероятностью помогут тем, кто попал в беду, и с меньшей вероятностью будут участвовать в издевательствах и буллинге.

Чувство эмпатии важно для взрослых и в повседневной жизни. Принятие точки зрения другого человека может повысить доверие и межличностную близость. Такие люди, по данным учёных, испытывают большее чувство удовлетворения в отношениях.

Наука об эмпатии: зеркальные нейроны

В 1990-х годах в мозгу макак был обнаружен новый класс нейронов. Эти нейроны становятся активными, когда обезьяна хватает предмет или только наблюдает, как другая обезьяна хватает предмет. Таким образом, выполнение действия и наблюдение за его выполнением задействует одну и ту же цепь клеток мозга. Ученые называют их зеркальными нейронами.

Люди имеют аналогичный набор клеток мозга. Когда мы видим, как другой человек двигает пальцами, в нашем мозгу активируется та же нейронная сеть, которая отвечает за движение пальцев, как и у исполнителя.

То же самое и с эмоциями: когда человек видит эмоцию отвращения на лице другого человека, активируется та же нейронная структура, что и у исполнителя, и наблюдатель испытывает аналогичные чувства​. Визуальная информация, такая как действия и выражения, имеет решающее значение для обнаружения или понимания чувств или душевного состояния другого человека.​

Способность имитировать эмоции или ощущения другого человека составляет основу развития эмпатии у детей. Даже в возрасте 18 часов новорожденные могут имитировать движения рта и лица взрослого, с которым они сталкиваются.​

Как учить детей эмпатии и сочувствию?

Один из лучших способов научить детей эмпатии — демонстрировать эмпатию своими действиями. Эмоциональная настройка позволяет вам сопереживать и понимать эмоции вашего ребёнка. Подражание действиям ребёнка активирует общие нервные системы, лежащие в основе действий и эмоций малышей.​

Недавнее исследование показывает, что у матерей, которые демонстрируют детям более эмоциональную настройку в первый год жизни, больше шансов вырастить детей, которые будут чуткими в детстве и подростковом возрасте.​

Вы можете передать эмоциональную настроенность, используя преувеличенную и частично имитирующую мимику, язык тела и невербальные сигналы, которые соответствуют эмоциональному состоянию ребенка. Так, если рёбенок расстроен и плачет, вы можете ответить «О, бедный малыш», используя выражение лица и тон голоса, которые выражают лёгкое беспокойство.

Чтобы объяснить концепцию сопереживания ребёнку, вы можете использовать такой пример: попросить ребёнка надеть вашу обувь, сказать вам, что он о ней думает, и объясните, как вы себя чувствуете в той же обуви. Вместе исследуйте причину отличий.

Что ещё можно делать для развития эмпатии у детей?

Сочувствуйте своему ребёнку и проявляйте сочувствие к другим.

Дети учатся сочувствию, наблюдая за нами и испытывая наше сочувствие к ним. Когда мы сопереживаем детям, у них развивается доверительная и надежная привязанность. Эти привязанности являются ключом к их желанию принять наши ценности и моделировать наше поведение и, следовательно, к развитию у них сочувствия к другим.

Дети также учатся сочувствию, наблюдая за теми, кого мы замечаем и ценим. Они заметят, если мы будем обращаться с официантом в ресторане или воспитателем в детском саду, как будто они невидимки или не заслуживают нормального обращения. Но они также заметят, выражаем ли мы беспокойство по поводу другого ребёнка, который сталкивается с той или иной проблемой.

Узнавайте своего ребёнка. Задавайте детям вопросы. Например, что интересного вы сегодня узнали? Что было самым трудным? Как бы вы больше всего хотели провести день, если бы могли делать что угодно? У вас есть друг, которого вы особенно любите? А почему?
Проявляйте сочувствие к другим, в том числе к тем, кто отличается от вас. Выражайте интерес к людям из разных слоев общества, сталкивающимся с самыми разными проблемами.
Займитесь самоанализом и рефлексией. Старайтесь находить время для того, чтобы регулярно заниматься чем-то — будь то прогулка, чтение книги, медитация или молитва, — которые помогут избежать стресса. Подумайте и посоветуйтесь с людьми, которым вы доверяете, или со специалистом, если вы чувствуете себя «выжатым» и вам трудно сопереживать своему ребёнку.

Сделайте заботу о других приоритетом и установите высокие этические ожидания

Если дети должны ценить взгляды других и проявлять к ним сочувствие, очень важно, чтобы они услышали от своих родителей, что забота о других является приоритетом и что это так же важно, как и наше собственное счастье. Несмотря на то, что большинство родителей говорят, что воспитание заботливых детей является их главным приоритетом, часто дети не слышат этого сообщения.

Подумайте о том, какие ежедневные сообщения вы отправляете детям о важности заботы. Например, вместо того, чтобы сказать: «Самое главное, чтобы ты был счастлив», можно сказать: «Самое главное, чтобы ты был добрым и был счастлив».
Помогите своим детям понять, что мир не вращается вокруг них. Иногда родителям нужно ставить заботу детей о других выше их собственных потребностей, например, настаивая на том, чтобы дети выключили телевизор и помогали маме по дому, были вежливы, даже когда они в плохом настроении, или не шумели, если это мешает другим людям.

Предоставьте детям возможность практиковать эмпатию.

Дети рождаются со способностью к эмпатии, но её необходимо развивать на протяжении всей жизни. Обучение эмпатии в некоторых отношениях похоже на изучение языка или спорта: это требует практики и руководства. Регулярное рассмотрение точек зрения и обстоятельств поступков других людей помогает превратить эмпатию в естественный рефлекс и путем проб и ошибок помогает лучше настраиваться на чувства и точки зрения других.

Устраивайте семейные встречи. Проводите семейные собрания, если возникают проблемы или конфликты, и на этих собраниях давайте детям право голоса и поощряйте их принимать точку зрения других членов семьи. Внимательно выслушайте мнение своих детей и попросите внимательно выслушать мнение других.
Обсуждайте книги и фильмы: почему этот герой расстроился? Почему он поступил именно так, а не иначе? Есть ли у злодея хорошие качества?
Поощряйте эмпатию к сверстникам. Спросите детей об их друзьях и одногруппниках, попросите при конфликтах учитывать точку зрения другого человека.
Обратите внимание ребёнка, когда кто-то проявляет сильную эмпатию — или демонстрирует отсутствие эмпатии — в вашей повседневной жизни, в книге, на телевидении. Обсудите, почему сочувствие важно и почему отсутствие эмпатии может быть вредным.
Обсудите этические дилеммы, которые помогут оценить различные точки зрения, например: «Должен ли я пригласить на свой день рождения новую соседку, если она не нравится моему лучшему другу?» и т. д.

Расширьте круг интересов ребёнка

Мы часто слышим об эмпатии как о количестве. Например, мы говорим о детях как об обладающих большим или небольшим сочувствием или о полном отсутствии сочувствия. Тем не менее, проблема часто не в том, могут ли дети сопереживать или насколько они эмпатичны, а в том, кому они сочувствуют.

Большинству из нас нетрудно сопереживать членам семьи и близким друзьям. Также человеческой природе свойственно сопереживать людям, которые в чем-то похожи на нас. Но реальная проблема заключается в том, есть ли у детей (и взрослых) эмпатия за пределами этого круга. Важно помогать детям понимать и заботиться о самых разных людях, которые отличаются от них и которые могут столкнуться с трудностями, которые сильно отличаются от наших проблем.

Используйте газетные или телевизионные сюжеты, чтобы начать разговор с детьми о трудностях и проблемах других людей или просто о другом опыте детей в другой стране или сообществе.
Поощряйте детей учитывать чувства тех, кто может быть уязвимым, например, ребёнка с проблемами, болезнью или просто непопулярного малыша. Подскажите ребёнку несколько простых идей для действий, например, как утешить одноклассника, которого задразнили.

Помогайте детям развивать самоконтроль и управлять эмоциями

Часто дети не проявляют эмпатии не потому, что у них её нет, а потому, что какое-то чувство или образ блокируют их эмпатию. Нередко способность заботиться о других подавляется, например, гневом, стыдом, завистью или другими негативными чувствами. Помощь детям в управлении этими негативными чувствами, а также стереотипами и предубеждениями в отношении других часто «высвобождает» их эмпатию.

Назовите детям чувства, такие как разочарование, печаль и гнев, и предложите им поговорить о том, почему они так себя чувствуют.
Простой способ помочь детям совладать со своими чувствами — выполнять вместе три простых шага: остановиться, сделать глубокий вдох через нос и выдох через рот и сосчитать до пяти. Покажите это упражнение, когда ребёнок спокоен. А когда вы увидите, что он расстроен, напомните об этих шагах и выполните их вместе.
Потренируйтесь с ребёнком, как разрешать конфликты. Подумайте о конфликте, свидетелем которого он был или который он пережил, и который закончился плохо, и разыграйте различные способы реагирования. Постарайтесь достичь взаимопонимания — выслушивайте и перефразируйте чувства друг друга до тех пор, пока оба человека не почувствуют себя понятыми. Если ребёнок наблюдает, как вы испытываете непростую эмоцию, и волнуется, расскажите, как вы справляетесь с этим.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>