Занятия спортом

Занятия спортом

Однако довольно часто возле различных спортивных школ и секций можно наблюдать плачущих детей и тянущих их за руку на тренировку взрослых. После тренировок тоже не редкость увидеть малышей, спрашивающих с надеждой в глазах, не отменится ли следующая тренировка и не выпадает ли она на праздник. Что это? Адаптация к спортивной секции и к новой социальной группе? Банальная лень и нежелание прикладывать усилия? Страх оказаться неуспешным в новом деле? Просто нежелание нарушать привычный ход жизни? Избегание деятельности, требующей дисциплины?

Если на какой-либо из предложенных вопросов ответ у родителей положительный, то вряд ли стоит сразу отказываться от начатых спортивных занятий, ведь этот отказ только закрепит избегающее поведение у тех детей, кто и так к нему склонен, закрепит ситуацию неуспеха у тех, кто и так постоянно ее опасается, подкрепит лень и отсутствие дисциплины у того ребенка, кто привык лениться и предпочитает во всем легкие пути. Кроме того, слишком легкий отказ от спортивных занятий может послужить и очередным закреплением стратегии детской манипуляции: родители привели куда-то, где что-то требуют, ребенку это не нравится, он плачет и отказывается заниматься, родители потакают, ребенок учится управлять родителями.

С другой стороны, можно ли воспитать характер, развить личность ребенка через спорт, если этот спорт этому ребенку столь несимпатичен?.. Стоит ли ожидать спортивных успехов от того, кто изначально плохо чувствует себя на тренировках? Не будет ли настойчивость родителей в этом вопросе проявлением излишней жесткости и даже жестокости, нечувствительности к потребностям малыша?

Как же в итоге родителям принять верное решение в вопросе дальнейших детских занятий спортом?

Конечно, простых схем и решений тут нет, и от разумного родителя потребуется внимательное наблюдение за своим чадом, терпение и здравый смысл, а также объективность в том, кто касается своих и детских желаний.

Прежде всего, стоит трезво оценить собственные желания и отсеять те из них, которые не связаны с ребенком, а являются проекцией ваших собственных желаний. Например, отцы часто настаивают на занятиях борьбой просто потому, что сами они в детстве часто получали от хулиганов и мечтали стать увереннее и сильнее. Но ведь их сыновья могут стать сильными и уверенными не только в борьбе, да и не только в спорте!

Кроме того, нужно исходить из индивидуальных особенностей своего ребенка. Так, например, если ваш малыш – застенчивый тихоня, и вы решили развить его характер и повысить уверенность в себе в спортивной секции, то стоит сразу настроиться на долгую адаптацию и сопротивление со стороны ребенка, но при этом вряд ли стоит выбирать совсем уж противоречащие личности ребенка виды спорта (даже в таких высокоагрессивных видах спорта, как борьба, можно найти менее агрессивные и менее травмоопасные). И, может быть, такому ребенку больше подойдет игровой командный спорт, в котором он сможет развить не только физические навыки, но и навыки общения, навыки работы в команде?
Важна также и внимательность к аргументации малыша относительно нежелания заниматься спортом: если его аргументы надуманны, если вы чувствуете, что он необъективен к тренеру, то, вероятно, стоит усилить мотивацию и продолжать убеждать ребенка; если же ребенок четко и внятно говорит, почему ему не нравится этот спорт и эта секция, если удается выяснить, каким другим спортом он сам хотел бы заняться, то это прямой резон отменить текущие занятия и заняться поисками других.

Также отличным способом привить ребенку «спортивность» является собственно семейная «спортивность»: если родители в зимние выходные выезжают покататься на коньках или на лыжах, летом вся семья катается на велосипедах, а папы не ленятся играть со своими сыновьями в футбол, то ребенку не нужно объяснять все прелести этих занятий. На практике же дети видят своих родителей лежащими на диване с гаджетами в руках, но требующих от детей любить спорт.

Наконец, в любом случае в этом деле стоит соблюдать извечные родительские правила: ни в коем случае не стоит стыдить ребенка за его неуспехи в спортивных занятиях, не сравнивать его с другими, более успешными детьми, проявлять настойчивость только в сочетании с чуткостью и внимательностью!..

Профессор базовой кафедры педагогической и возрастной психологии Иркутского государственного
университета и Института развития образования Иркутской области, доктор психологических наук

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>