Возможные трудности первоклассника – чем помочь?

Возможные трудности первоклассника – чем помочь?

Первого сентября школы наполняются радостными голосами бывших дошколят, готовых к новым знаниям и открытиям. Они разные: светлые и темноволосые, шустрые и застенчивые, но всех объединяет общая гордость – новый статус. И совсем скоро появляются первые трудности. Октябрь – самое время заметить их и начать решать.

Адаптация

Первые дни ребенка в школе связаны с процессом адаптации – привыкания к новым условиям и статусу. Привыкание происходит сразу по двум параметрам: физическому и психологическому. Длительность этого периода зависит от психофизических особенностей ребенка и в среднем занимает от 3-х до 6 месяцев.

Трудности вполне объективны:

изменился распорядок дня;
ограничение времени для игры и свободной деятельности;
невозможность самому определять свою длительность;
необходимость подчиняться требованиям учителя и правилам школы;
появление большого числа новых знакомых.
Особенно трудно принять изменения детям с индивидуальными особенностями нервной системы. Это:

гиперактивные дети, у которых возбуждение преобладает над торможением и снижена концентрация внимания. Самое сложное для них – выдержать 35-45 минут урока и при этом слушать и воспринимать информацию. Честно говоря, в первые школьные месяцы это трудно всем детям.
Соматически ослабленные дети, у которых повышен порог утомляемости. Они быстро устают, им требуется отдых или хотя бы смена деятельности. Такие дети не могут концентрироваться, не воспринимают информацию, ощущают дискомфорт физического состояния.
Инфантильные дети, воспринимающие школу как игру, которая затянулась и надоела, к тому же перестала быть интересной. Дети стараются найти себе другое занятие или пытаются слезами и нытьем манипулировать взрослыми.
Дети с низким уровнем общительности. Постоянные прикосновения к ним (задели, толкнули, дотронулись) и необходимость взаимодействовать с кем-то вызывают у них стресс.
Хорошо подготовленные дети, которым скучно в первые месяцы учебы, так как им все известно. Из-за скуки такие дети тоже ищут себе другое занятие, теряя интерес к учебе.
Не стоит думать, что кто-то легко проходит адаптацию – всем детям сложно, и чтобы помочь, нужно понимать трудности этого периода.

Пять основных проблем, с которыми могут столкнуться родители первоклассника
Трудности первого класса

1. Привыкание к новому распорядку. Школа не терпит расхолаживания и лени. Надо вставать и идти, даже если плохая погода, ты устал учиться и много чего ещё. На каком-то этапе многие дети пытаются устанавливать свои правила с помощью слез, истерик, придумывания сложных ситуаций или жалоб на плохое самочувствие.
Как помочь: Эта проблема решается не быстро. Нужно время, чтобы детский организм привык к новому режиму и подстроился к нему. Самое главное, не нарушать режим и не идти на поводу у ребенка, даже если манипуляции очень убедительны. Не позволяйте школьнику расслабляться, не давайте ему думать, что это возможно. Пропуски школы могут быть только по очень уважительной причине.

2. Проблемы с усидчивостью. Уроки в первом классе длятся 35 минут, и чтобы предотвратить усталость, учитель использует физкультминутки. В первом классе в течение урока их несколько. Однако некоторые дети и с «передышкой» не способны спокойно высидеть урок.
Как помочь: если ребенок относится к числу гиперактивных, значит, нужно дать выход его энергии до школы. Хорошая утренняя зарядка, а может даже пробежка, прогулка, а не поездка до школы поможет ребенку немного устать, и тогда его организм направит силы на усвоение информации.

3. Проблемы концентрации внимания. Не могут долго концентрироваться на уроке и одаренные и инфантильные дети – им скучно.
Как помочь: Инфантильные младшие школьники нуждаются в игровых технологиях, а одаренным детям нужно с первых дней давать усложненные индивидуальные задания. В свободное от школы время необходимо воспользоваться рекомендациями по развитию внимания и увеличению концентрации, организовывая с детьми игры и упражнения в этом направлении.

4. Ухудшение здоровья. В любом большом коллективе существует опасность подхватить инфекцию. Влияние погоды тоже никто не отменял. Еще одна опасность таится в перепаде температур. Школьникам свойственно активно бегать на переменах и после этого выйти в холодный коридор или на крыльцо, чтобы охладиться, расстегнуть одежду на улице. Дети с ослабленным здоровьем в первом классе очень часто болеют, а, значит, пропускают уроки. После болезни им приходится снова привыкать к школе, что дает нагрузку на нервную систему и вызывает новые болезни.
Как помочь: закаляйте ребенка, поддерживайте его иммунную систему витаминами и специальными препаратами. В период всплеска ОРВИ нужно использовать профилактические препараты, маски для лица. При болезни проведите дома полный курс лечения, не спешите в школу. При нормальном самочувствии занимайтесь дома, но порционно (понемногу). Первые дни в школе после болезни лучше провести сокращенно с облегченной нагрузкой.

5. Детская тревожность. Не все первоклассники уверены в себе и своих силах. Многие дети очень боятся не оправдать надежд родителей. Страх ответить неправильно, сделать ошибки, получить замечание может быть очень велик. Тревожность мешает ребенку нормально учиться и полноценно общаться.
Чем помочь: не ставьте перед детьми непосильных задач, не требуйте больше, чем позволяют их способности, не сравнивайте с другими, не стыдите за то, что не справляются с заданиями. Поддержите своего школьника. Чаще хвалите, создавайте для него ситуации успеха. Отправляйте в школу с твердой уверенностью: «Я справлюсь. А если что-то не получится – мне всегда помогут».

6. Низкий уровень развития мелкой моторики. Именно эта проблема вызывает больше всего трудностей в школе.
Как помочь: давайте дома задания на мелкую моторику. Их не должно быть много, но выполнение требует качества. Следуйте принципу: «лучше меньше да лучше». При низком усвоении знаний просматривайте с вечера задания следующего дня. Их не надо выполнять заранее, но подготовить к ним ребенка стоит. В этом случае вы дадите первокласснику ситуацию успеха и сохраните интерес к занятиям.

7. Трудности общения и взаимодействия. Многие дети воспитывались на определенном эгоцентризме, и трудности могут быть связаны с застенчивостью, аутистическими чертами, концентрацией на себе, неумением дружить. У одних детей нет вообще потребности в общении с другими, и необходимость взаимодействия вызывает дискомфорт. Других детей настраивают родители, что в классе все конкуренты, и делиться ни с кем ничем не надо. А третьи настолько уверены в своей исключительности, что не видят себе равных.
Как помочь: вводите детей в социум постепенно, направляя на общение с окружающими. Учите детей задавать вопросы и отвечать на них, совершать элементарные действия по взаимодействию с окружающими (передать деньги за проезд, оплатить покупку, обратиться с вопросом к другому человеку, познакомиться с кем-то на площадке). Даже если у ребенка нет потребности в общении, нужно учить его взаимодействию.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>