Учимся читать

Учимся читать

Предпосылки к обучению
Прежде всего, обучая ребенка чтению, необходимо учитывать желания и потребности малыша, а не руководствоваться исключительно родительскими амбициями. Оптимальный возраст для этого – 4, 5 года. Чтобы понять, созрел ли психологически ребенок для освоения нового интеллектуального навыка, внимательно наблюдайте за ним. Если он пытается прочитать уличные вывески, проявляет интерес к детским книжкам, узнает в словах известные ему буквы, значит, время настало. Отличными предпосылками для обучения чтению будут красочный плакат с алфавитом, активизирующий пассивную память ребенка, а также магнитные доски с разноцветными буквами и, разумеется, чтение вслух сказок и стихов. Ведь ваша цель – не просто научить ребенка складывать буквы в слова, а привить ему любовь к чтению. А пока что буквенные «обозначения» слов для него – не более чем визуальная абстракция.

Звукобуквенный метод
Традиционный метод обучения чтению, а именно – звукобуквенный или фонемный, предполагает, что сначала ребенок учится читать буквы, затем — слоги и только на финальном этапе – слова. Этот метод проверен временем и до сих пор успешно применяется в детских садах и школах. И хотя он требует от ребенка усидчивости, его рекомендуют логопеды и многие педагоги со стажем. К тому же, в отличие от альтернативных методик Зайцева и Домана, этот метод не требует «переучивания» в школе.

Как научить ребенка читать по фонемному методу
Пожалуй, наиболее сложный этап в обучении чтению по фонемной методике – объяснить ребенку, как соединять вместе буквы и читать их слитно. Поскольку у многих детей это вызывает затруднения (ребенку сложно вспомнить и назвать следующую букву), приступайте к данному этапу лишь тогда, когда малыш твердо усвоил азбуку. Главное при знакомстве ребенка с буквами – правильная последовательность их изучения. Начинать всегда следует с гласных – они более легкие в восприятии, на следующем этапе переходите к твердым согласным, а в финале уделите внимание «шипящим». Обучая буквам, называйте звук, а не название буквы, т.е. букву «Б» следует читать как «б», а не «бэ». Иначе соединение букв для ребенка будет трудной задачей. И прежде чем переходить к еще незнакомым буквам, обязательно повторите уже пройденный материал – соблюдение этого известного педагогического приема позволит вам закрепить полученные знания.

Чтобы ребенок быстрее усвоил алгоритм чтения, начинайте обучение с простейших слов-слогов. Оптимально, если они несут в себе определенный смысл. Хорошо, если вы сумеете подобрать к этим слогам соответствующие иллюстрации. Например, знакомя малыша со словом «Ау!», продемонстрируйте ему рисунок с изображением детей, перекликающихся в лесу. Подобная игровая форма обучения значительно ускоряет процесс. Впоследствии вы можете предложить ребенку прочесть слоги без смысловой нагрузки, но в таком случае начинайте всегда с простых слогов, состоящих из одной пары букв, где согласная буква предшествует гласной. Если малыш уже ловко читает по слогам, переходите к слитному прочтению слов. Главное – сделать это вовремя, в противном случае привычка читать по слогам укоренится и замедлит скорость чтения. Лучше внести игровой элемент в процесс обучения, например, использовать методику «бегущего человечка». Для этого нарисуйте дорожку, пролегающую от первой буквы слога ко второй, и предложите малышу вместе с воображаемым человечком «добежать» до второй буквы.

Методика Домана
Новые веяния в педагогике сфокусировали внимание не на последовательном освоении сначала букв, а затем слогов и слов, а на быстром чтении слов либо целиком, либо по складам. Так, согласно методике Домана, также названной «глобальным чтением», ребенка обучают сразу читать слова. Обучение производится с помощью специальных карточек со словами, которые демонстрируются ребенку в течение одной секунды. Причем, родитель должен только озвучивать показанные слова. Постепенно количество карточек со словами увеличивается, помимо слов, вводятся целые словосочетания. Тем самым перед ребенком ставится очень сложная задача – он должен интуитивно понять механизм чтения. По статистике, только 20 % детей на это способны. К тому же, при обучении детей по методу Домана, задействована только зрительная система ребенка, его не учат анализировать полученную информацию, а просто «загружают» ее в память.

Методика Зайцева
В отличие от метода Домана, принцип Зайцева хорош тем, что он позволяет задействовать не только визуальную, но и слуховую, и даже кинестетическую память, основанную на ощущениях движения ребенка. Ведь в обучении чтению используются специальные кубики, а сам процесс освоения этого навыка происходит в форме игры, что очень нравится детям! С помощью метода Зайцева, где в качестве единицы чтения используются не буквы, а склады, дети быстро и легко обучаются. А аудиозаписи с веселыми песенками делают этот процесс весьма увлекательным для малыша! Однако у метода «Зайцева» есть существенный недостаток: у ребенка могут возникнуть большие проблемы в школе, где учат читать по слогам. Придется учиться разделять слоги на звуки, ведь ребенок сразу читал склады, а не составлял их из отдельных звуков. Но, если вы к этому готовы, то процесс обучения по методике Зайцева не потребует от вас больших усилий, а ваш малыш за короткий срок научится хорошо читать. В любом случае, какой бы метод обучения вы ни выбрали, главное, чтобы ваши совместные занятия с ребенком доставляли вам удовольствие – тогда и результаты еще больше порадуют вас!

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>