Умственная отсталость у детей: особенности, степень (дебильность, имбецильность, идиотия)

Умственная отсталость у детей: особенности, степень (дебильность, имбецильность, идиотия)

Отставание в развитии можно заметить с раннего возраста. К примеру, врача настораживают позднее появление «комплекса оживления» — эмоциональной реакции на лицо матери, вялость и крайняя медлительность ребенка. Неприятно, если дети не проявляют интереса к играм, окружающим явлениям или подолгу однообразно манипулируют одними и теми же предметами. Иногда дети позже «нормальных» сроков начинают сидеть или ходить, с трудом усваивают элементарные навыки самообслуживания: не могут самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы и тому подобное. У детей с задержанным развитием всегда страдает становление речи: очень медленно расширяется словарь, нечетко произносятся звуки, допускаются грубые искажения. Признаки данного явления наблюдаются довольно рано, однако, зачастую родители спохватываются лишь накануне поступления малыша в школу. К этому времени для всех становится очевидным, что ребенок к школе подготовлен слабо и его следует показать психоневрологу.

Врачи выделяют три степени интеллектуальной недостаточности. Самая легкая — дебильность, наиболее глубокая — идиотия и промежуточная между ними — имбецильность.

При дебильности у детей может быть вполне удовлетворительная память (преимущественно механическая), неплохие музыкальные данные, способность быстро производить счетные операции. Однако для них затруднительны образование отвлеченных понятий, собственные умозаключения или самостоятельные суждения. Вследствие очевидной узости мышления лица с олигофренией очень внушаемы, подвержены постороннему влиянию. Они легко вовлекаются как в позитивную, созидательную деятельность, так и в неблаговидные общественно опасные действия.

Дети с дебильностью не могут усвоить программу общеобразовательной школы. Они обучаются во вспомогательных, специальных учреждениях. При достаточном внимании семьи, педагогов ребята удовлетворительно выполняют несложные виды труда и большей частью не становятся обузой для семьи. Напротив, некоторые из них удачно адаптируются в жизни и даже преуспевают. Среди моих бывших пациентов встречаются владельцы казино, магазинов и автозаправочных станций, весьма успешно развивающие собственный бизнес.

При имбецильности умственная отсталость выражена гораздо глубже. Большая часть детей все же способна к обучению, но, как правило, в отдельных классах вспомогательной школы с особой, ослабленной программой. Ребята с имбецильностью отличаются конкретностью мышления, неспособностью к обобщениям, плохим развитием речи. Они нечетко, косноязычно произносят звуки, допускают искажение структуры выражений, пользуются скудным, обиходным словарем. Конечно, дети с имбецильностью не столь успешно, как при дебильности, овладевают профессией, однако, при известном упорстве, с помощью наставника они могут выполнять простейшую работу.

Самая тяжелая форма умственной отсталости — идиотия. При ней дети не усваивают навыков самообслуживания, плохо ориентируются на местности, им недоступны элементарные общеизвестные понятия. Такие ребята ограниченно понимают обращенную к ним речь, в их собственной речи находят употребление, в лучшем случае, три-пять слов.

Вследствие глубокого недоразвития дети с идиотией не обучаемы, нуждаются в постоянном руководстве, помощи и уходе. Поэтому многие из них имеют инвалидность и содержатся в интернатах для хронических больных. Вследствие глубокого недоразвития дети с идиотией не обучаемы, нуждаются в постоянном руководстве, помощи и уходе. Поэтому многие из них имеют инвалидность и содержатся в интернатах для хронических больных.

Так как у детей с олигофренией «голова слабая», у них легче, чем у здоровых ребят, могут возникать невротические расстройства (страхи, нарушения сна, тики) и психозы. …Нервные срывы у детей нередко происходят из-за того, что они обучаются в неподходящих для них условиях общеобразовательной школы. Трудная программа в таких случаях им явно «не по зубам», и перевод во вспомогательную школу, где ребята чувствуют себя «на месте», существенно улучшает их состояние.

Умственная отсталость может объясняться неблагополучной наследственностью… Классическим примером такого вида нарушения является болезнь Дауна. Все ребята с болезнью Дауна удивительно похожи друг на друга: низкий рост, короткие конечности, узкий (монголоидный) разрез глаз, глухой голос, маловыразительное лицо с низко расположенными деформированными ушными раковинами. У многих детей отмечаются сухость кожи, ожирение, пороки сердца, недоразвитие половых органов, неловкие движения и неуклюжая осанка. При болезни Дауна психическое недоразвитие столь заметно, что не позволяет детям обучаться в школе. …Лишь небольшая часть (5-7%) ребят с дебильностью могут освоить несложные трудовые операции. Так как у пациентов с болезнью Дауна слабый иммунитет, то они часто и тяжело болеют и рано (в 30-40 лет) стареют. С возрастом они становятся совершенно беспомощными, бездеятельными и апатичными.

Хорошо известны и другие виды умственной отсталости, обусловленные дефектами хромосомного набора половых клеток — синдромы Клайфелтера, «кошачьего крика», Шерешевского-Тернера и др. При каждой из этих болезней имеются типичные особенности…, например, «мяукающий» тембр голоса, низкий рост или, напротив, удлиненные, слабые конечности.

Иногда серьезные неприятности с новорожденными возникают из-за наследственных нарушений обмена веществ. К подобным состояниям относится фенилкетонурия. Практически здоровые родители в этих случаях являются носителями измененного (мутантного) гена, контролирующего образование фермента, который ответствен за превращение фенилаланина в организме. Вследствие дефицита нужного вещества происходит накопление белка, оказывающего токсическое влияние на мозг и другие системы. Если в первые дни жизни ребенка фенилкетонурия не распознается, то формируется глубокая умственная отсталость. Установить причину необыкновенно просто с помощью пробы Феллинга: моча новорожденного меняет свой цвет при добавлении индикатора. Сейчас этот метод должен применяться во всех родильных домах.

При обнаружении фенилкетонурии ребенку назначаются строгая диета с ограничением белка в пище и особые вещества для его замены. Если в течение многих лет строго следовать рекомендациям врачей, то развитие ребенка может оказаться вполне полноценным.

Заражение матери краснухой в первую треть беременности чрезвычайно опасно для плода, у четверти переболевших женщин рождаются дети с так называемой рубеолярной олигофренией. Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору чревата появлением гемолитической болезни, послеродовой желтухи и последующего задержанного развития ребенка. Причинами олигофрении могут быть также врожденный сифилис, токсоплазмоз (поражение внутриклеточными паразитами)…

Существенно помочь ребенку с наследственной формой олигофрении практически невозможно. Рассказ о подобных тяжелых болезнях ведется мною для того, чтобы напомнить о существовании медико-генетических консультаций. На них специалисты при обследовании семьи могут определить степень риска рождения нездорового ребенка.

В заключение напомню, что в современном обществе дети с умственной отсталостью не брошены на произвол судьбы. Наряду с врачами ими занимается армия логопедов, дефектологов и педагогов. Благодаря их стараниям, заботе родителей положение детей с олигофренией отнюдь не безнадежно.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>