Красный, оранжевый, желтый, зеленый. Так ли значима роль цвета в жизни ребенка? Забота о правильно подобранной для малыша цветовой гамме – примета современной жизни. Наши бабушки и дедушки удивились бы вопросу, какого цвета они подбирали одежду или предметы интерьера для своих дочек и сыночков… Так что интерес к данной теме можно считать хорошим признаком семейного достатка. Понять, какой цвет оказывает то или иное влияние на настроение и поведение малышей, могут ли быть универсальные подходы к вопросу выбора наиболее подходящих тонов для вашего ребенка, нам поможет, детский психолог, психотерапевт Университетского Детского Центра при Московском городском психолого-педагогическом университете
– Наталия Олеговна, расскажите, какие цвета влияют на детей положительно, успокаивающе, а какие действуют возбуждающе? Почему? – Считается, что успокаивающее воздействие на ребенка оказывают мягкие, пастельные тона: светло-зеленый, салатовый, бледно-желтый, бежевый, светло-голубой. Возбуждают нервную систему все яркие цвета. Наиболее будоражит психику малыша ярко-красный, но здесь нет жестких правил. Казалось бы, все ясно: для гиперактивного ребенка желательны тона, способствующие расслаблению и уравновешенности, например, успокаивающий голубой, ослабляющий возбуждение светло-зеленый. А для пассивного, неэмоционального малыша подойдут цвета, стимулирующие активность, поднимающие настроение. На самом деле все не так просто: нужно учитывать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка и не стоит думать, что, окружив замкнутого мечтателя яркими тонами, можно сделать его веселым и подвижным. Нужно искать истинные причины того или иного состояния и настроения малыша. – Можно ли по цвету, который выбирает малыш для рисования, определить его настроение? – К определению настроения ребенка по выбранному для рисования цвету нельзя подходить механически. Действительно, существует несколько психологических методик по определению эмоционального состояния маленького человека с помощью предпочитаемого им цвета. Но нельзя сказать, что черный – всегда цвет депрессии, оранжевый – радости и так далее… Цветовые предпочтения ребенка бывают индивидуально обоснованными. Однако элементы некоторых методик для определения эмоционального состояния ребенка с помощью цвета можно применить и родителям в домашних условиях. Например, после того как малыш что-то нарисовал, предложите ему выбрать тот карандаш (желательно, чтобы их было не больше восьми), который по цвету нравится ему больше всего. Когда выбор сделан, уберите его из поля зрения чада. Предложите ребенку найти самый красивый из оставшихся цветов и так до последнего карандаша. Выбранные ребенком три первых карандаша можно считать цветами эмоционального благополучия, следующие три – цветами эмоционально нейтральными, а вот те, которые малыш неохотно выбрал в последнюю очередь, могут символизировать эмоциональное неблагополучие.
В какой цветовой гамме должна быть детская комната? Выбирая цвета обоев, покрытия, мебели для детской, необходимо помнить, что их, во-первых, не должны быть много и, во-вторых, они не должны быть яркими. Это будет провоцировать психоэмоциональное возбуждению ребенка. Лучше использовать пастельные (нежно-желтый, бежевый, бледно-голубой, светло-зеленый, розовый) тона, учитывая, что детская комната чаще всего является еще и спальней для малыша. Если цветовая гамма комнаты будет слишком яркой, насыщенной и жизнерадостной, ребенку будет трудно успокоиться и заснуть. Нежелательны и темные тона – насыщенный синий цвет может вызывать у чувствительного, эмоционального крохи неосознанное чувство тревоги. Игровая зона может «активизировать» ребенка. Для этого лучше использовать на фоне спокойных основных тонов в качестве контрастных цветовых пятен яркие игрушки, картины, вставки на обоях. – Как быть, если малыш выбирает для рисования мрачные цвета? – Прежде, чем делать какие-то выводы, побеседуйте с ребенком, обсудите то, что он нарисовал. Конечно, если малыш систематически, при наличии разноцветных карандашей, предпочитает рисовать одним черным или коричневым, на это следует обратить внимание. Но, если ребенок раз в неделю нарисовал нечто в темных тонах и логически это объяснил, то здесь нет повода для беспокойства. Порой из разговора с ребенком становится ясно, почему маленький художник отдал предпочтение именно этому цвету, и как соотносятся избираемые цвета с его настроением. Возможно «мрачный» цвет просто соответствовал художественному замыслу ребенка. При анализе детского рисунка помимо избранного цвета значимы детали.
– Какие оттенки радуют малышей в разные годы жизни: в годик, два, три… шесть лет? – Часто приходится слышать, что ребенок в первые месяцы жизни видит мир только в черно-белых тонах. Однако офтальмологи это опровергают. «Есть одна довольно прочно укоренившаяся в сознании многих легенда, касающаяся зрения младенца. Очень часто можно услышать, что новорожденный младенец обладает черно-белым зрением, и лишь со временем мир окрашивается для него разными красками. Это не так. На сетчатке новорожденного отображается та же «картинка», что и на сетчатке взрослого человека. Однако фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета», – говорит педиатр-офтальмолог из МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца Валентина Кодрян. Замечено, что к годику малыш чаще всего предпочитают желто-зеленые тона. Оттенки окружающей чадо обстановки, игрушек в этот период должны быть спокойными, даже однотонными. Например, первые пирамидки для ребенка до полутора лет изготавливают из колец одного цвета и ребенок охотно возится с этой игрушкой, не замечая однообразия. Для ребенка в возрасте 2–3 лет можно рекомендовать игрушки разного цвета, но желательно, чтобы не было обилия цветов – достаточно, если это будут красный, зеленый, желтый, синий цвета. К шестилетнему возрасту малыши, обычно, начинают предпочитать яркие краски. Кроме основных цветов детей начинают интересовать и дополнительные – оттенки розового, фиолетовый, бирюзовый. Хорошо, если в комнате дошколенка присутствовали игрушки основных цветов. Так ребенок сможет выучить их названия.
– Мне кажется, что на цветовые предпочтения девочек и мальчиков оказывают влияние общественные стереотипы. Начиная с роддома малышку сопровождает розовый, а будущих мужчин – голубой цвет. Если обратить внимание на полки в игрушечных магазинах, то мы увидим, что в игрушках для девочек – в нарядах кукол Барби, кукольной мебели, наборах детской косметики – в большинстве случаев преобладает розовый цвет; в игрушках для мальчиков (роботы, машины, оружие) – темные краски. В одежде данная цветовая гамма тоже достаточно выражена. Подтверждением существующего цветового стереотипа стал для меня случай на занятиях с детьми. Одному мальчику достались ножницы розового цвета. Он был очень недоволен и попросил их заменить на другие. На вопрос «Чем тебе эти не нравятся?» , он ответил «Они девчачьего цвета!» – Как относиться к просьбе ребенка купить вещь или игрушку порой просто немыслимого цвета или их сочетания?.. – Конечно, каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно. Иногда в настойчивой просьбе ребенка купить то, что ему понравилось – в данном случае одежду ярких тонов или броскую игрушку – проявляется диктат, который поощрять не стоит. Но в целях развития самостоятельности маленького человека вполне допустимо позволить сыну или дочери выбирать цвет одежды или игрушки по своему вкусу. Ваши предпочтения могут не совпасть, но, наверное, не стоит лишать ребенка этой возможности самовыражения.
– Не раз обращала внимание на такую сцену: сначала, рисуя, ребенок предпочитает черный и красный фломастер, а буквально через две минуты его внимание переключается, например, на желтый и зеленый. Почему так происходит?.. – Это могло быть и проявлением смены настроения, так как, порисовав темными цветами, контрастными черным и красным, он выплеснул свои негативные эмоции. Да и просто дети любят менять цвета, которыми рисуют. Серьезно анализировать подобного рода эпизоды невозможно, поскольку нужно знать ребенка, видеть, что изображает он на рисунке. Обычно психолог в процессе взаимодействия с маленьким художником вступает с ним в общение, просит объяснить замысел рисунка и выбор средств для его реализации. Все это дает основания для того, чтобы судить о причинах использования им в рисунке тех или иных цветов.
Комментарии