Развитие в 2 года: что должен уметь делать ребенок

Развитие в 2 года: что должен уметь делать ребенок

Физическое развитие

Физическое и психическое развитие детей раннего дошкольного возраста тесно связаны, вот почему мамы тщательно следят за тем, когда малыш стал садиться самостоятельно, когда он сделал первые шаги и насколько правильно в дальнейшем формируются его двигательные способности. Движения, которые может совершать ребенок в 2 года, уже достаточно скоординированы и разнообразны:

легко преодолевает препятствия, перешагивая, чаще перепрыгивая через него;
подпрыгивает на месте, не теряя равновесия;
сменяет шаг на бег;
спускаясь и поднимаясь по лестнице, чередует ноги;
кидает и ловит мяч с близкого расстояния, бьет по нему ногой, удерживает в руках;
удерживает равновесие, передвигаясь по доске, лежащей на полу, или по бордюру тротуара (здесь малыша лучше пока придерживать);
любит танцевать под энергичную музыку, и часто взрослые удивляются чувству ритма своего чада;
перелистывает страницы книги, захватывая, правда, пока что сразу несколько страниц;
рисует карандашом вертикальные и горизонтальные линии, неровные овалы.
Этот возраст опасен там, что маленький непоседа еще не умеет оценивать свои силы, а чувство страха у него практически отсутствует. Он может забраться на высоту и пытаться самостоятельно слезть оттуда, не всегда оценивает расстояние до препятствия и не может вовремя остановиться перед ним. В этом возрасте часто возникают травмы, иногда достаточно серьезные. Задача родителей – тщательно следить за ребенком, предотвращая падения и ушибы.

Развитие мелкой моторики

Особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, ведь от этого зависит и развитие речи ребенка. Помогут занятия с некрупными предметами: собирание или нанизывание бусин, игры с фасолью, мелкими камешками, которые по одному нужно собрать в коробочку, занятия с пластилином и ножницами, прочие игры.

Брать в руки подобные предметы двухлетний малыш может только под присмотром взрослого, чтобы не допустить их проглатывания или попадания в дыхательные пути.

Речевые навыки

Наиболее спорным является вопрос развития речи двухлетнего ребенка. Одни малыши к 2 годам могут повторять детские стихи за взрослыми, другие знают только «мама» и «папа». И второй случай – вовсе не отклонение от нормы. Факторов, влияющих на развитие речи, множество. Так, замечено, что мальчики начинают говорить позже своих сверстников девочек. Посещающие детские коллективы ребята также заговорят раньше.

В течение второго года жизни в запасе малыша, как правило, появляется около 200 слов, речевые же навыки состоят в следующем:

слова-заменители и звукоподражание заменяются правильным произношением;
повторяет слова за взрослыми, не всегда понимая их смысл;
активно задает вопросы, на первом месте среди которых – «это что?»;
в разговоре может говорить о себе в третьем лице;
составляет предложения из трех и более слов;
связно выражает свои мысли, может составить текст из 3-5 простых предложений, рассказывая о событиях дня;
различает антонимы (большой – маленький, верх – низ, долго – быстро);
называет знакомые предметы на картинках, может описать изображенное на них действие;
произносит свое имя и имена знакомых, использует прямые обращения.
Говорить с ребенком нужно четко, не коверкая слова, добиваясь повторения новых слов с пониманием их смысла.

Эмоциональное развитие

В 2 года ребенок очень требователен, и это неудивительно, ведь именно сейчас он становится личностью со своим мнением. Эмоциональные навыки разнообразны, вот только некоторые из них:

при общении со знакомыми людьми выражает яркие эмоции;
радуется при удачных попытках задуманного, при неудачных – выказывает недовольство;
плачет, если слышит отказ, неодобрение действий;
все еще привязан к маме, но общение с незнакомыми людьми, особенно детьми, вызывает живой интерес;
самостоятельно налаживает контакт с окружающими, вполне возможно, что именно сейчас появится первый друг;
не способен долго удерживать внимание на одном предмете или игре.
Дисциплина для двухлетнего крохи – понятие весьма далекое, ведь у него много энергии, а вокруг столько интересного. Трудно заставить маленького непоседу усидеть на месте даже несколько минут. Зная особенности своего малыша, не стоит брать его в длительные поездки или на мероприятия, где нужно сидеть час и более. Однако ребенок уже способен пойти на компромисс, с ним вполне можно «договориться».

Социально-бытовые навыки

Ребенок все пытается сделать самостоятельно. Помогать ему нужно только при явных неудачных попытках, объясняя, как правильно сделать, чтобы в следующий раз получилось. Список того, что должен уметь ребенок в 2 года в плане бытовых навыков, условный и зависит только от того, насколько родители смогли привить их малышу:

держит ложку и самостоятельно аккуратно ест, не пачкаясь и не роняя пищу;
самостоятельно умывается, моет руки;
чистит зубы пока что с помощью взрослого;
сам натягивает шапку, носки, варежки;
пытается надеть колготки или кофту, ботинки, но чаще путается, засовывая обе ноги в одну штанину, путая левую и правую ноги;
способен контролировать свои физиологические способности: просится на горшок, однако долго терпеть еще не может (ночные потребности также остаются бесконтрольными).
Познавательные навыки. Мышление

Мышление ребенка напрямую зависит от речи, поэтому с ним нужно постоянно говорить, комментировать любое действие, пояснять и объяснять, не оставляя ни одного вопроса без ответа. Основные навыки двухлетнего малыша, которые считаются минимальными, следующие:

различает предметы по их характеристикам: большой – маленький, теплый – холодный;
самостоятельно собирает пирамидку до 6 колец с учетом их размера;
различает до 8 цветов;
сопоставляет и противопоставляет предметы, группирует их по форме, размеру и цвету;
знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат;
повторяет последовательность движений, разучивая простейшие танцы или элементы гимнастики;
легко складывает матрешку или один предмет в другой;
собирает пазлы, состоящие из 2-4 элементов.
В этом возрасте очень развита подражательная деятельность. Любое занятие взрослого сопровождается возгласом: «И я!». Не нужно препятствовать такому энтузиазму. При уборке можно дать ребенку собственную тряпочку протирать пыль или мыть полы, позволить сложить выкопанный картофель в ведро, работая в огороде.

Двухлетний ребенок способен усвоить большой объем информации, с легкостью запоминая и повторяя все, что видит, что ему объясняют. Сейчас самое время подумать о раннем развитии, выбрав для обучения одну из подходящих методик: Железновых, Сесиль, Домана или любую другую.

Метки записи:  , , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>