Нормальный годовалый ребенок видит достаточно хорошо, чтобы различать небольшие предметы, находящиеся на противоположном конце комнаты. Он даже замечает пролетающие по небу самолеты или птиц. Годам к двум у него окончательно установится зрение. Если к этому возрасту ребенок, прежде чем заняться какими-то предметами, подносит их близко к глазам, а также если у вас создается впечатление, что он не умеет следить глазами за движущимися предметами, то его надо показать офтальмологу. Это нужно сделать и в том случае, если ребенок сильно косит (даже если только временами) или если его глаза движутся несинхронно.
Если проблемы со зрением не слишком характерны для годовалых детей, то со слухом дела могут обстоять хуже. Он может резко снижаться при отитах и простудах, вполне обычных в этом возрасте. В результате подобных недомоганий за одной или обеими барабанными перепонками скапливается густая жидкость. Существуют некоторые особенности поведения и развития ребенка, которые могут навести родителей на мысль о том, что у него не все в порядке со слухом.
Во-первых, если он не оборачивается на звуки и никак не реагирует, когда вы обращаетесь к нему. Многие родители укоряют за это своих детей, пытаются их воспитывать и только потом обнаруживают, что дети их просто не слышат.
Во-вторых, если в 12-15 месяцев ваш ребенок все еще не произносит даже самых простых слов (скажем, «мама»), а к двум годам его речь остается совершенно неразборчивой. Дети обычно любят экспериментировать со звуками. И те из них, кто «специализируется» на звуках, которые можно «почувствовать» (рычание или звуки, издаваемые при полоскании горла), вероятно, не слышат того, что произносят.
В-третьих, если ребенок реагирует на звуки избирательно. Вы можете заподозрить, что все дело в том, что одних людей он удостаивает своим вниманием, а других – нет. На самом деле он просто слышит низкие звуки лучше, чем высокие, или же одно ухо у него слышит немного лучше, чем другое. При малейшем подозрении, что у ребенка есть проблемы со слухом, обязательно покажите его отоларингологу – чем скорее, тем лучше.
При условии, что со слухом у ребенка все в порядке, к своему первому дню рождения он уже будет иметь в запасе несколько слов, а по достижении им двухлетнего возраста его словарный запас увеличится раз в десять. В этом возрасте он сможет составлять предложения из двух-трех слов. Но гораздо больше родителей впечатлит его способность понимать, о чем идет речь, которая очень сильно разовьется за этот год. Когда ему исполнится 18 месяцев, он начнет показывать на самые разнообразные объекты – на людей, на предметы, на части тела – в ответ на вопрос вроде «А где у тебя носик?», «А где котик?». Ко второму дню рождения на смену нечленораздельному потоку звуков, похожему на тарабарский язык, придут простые предложения или даже вопросы.
Комментарии