Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?

Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?

В норме дети к двум-трем, реже к четырем годам определяются с ведущей рукой. Происходит это не сразу, и многие могут продолжать что-то делать обеими руками по очереди, а что-то только одной. Как правило, в первую очередь ведущая рука «проявляет» себя в еде и играх. Примерно 84,5% людей в мире – правши, и 14,5% – левши. А оставшийся один процент так и не может определиться, какая же рука – ведущая. Эти люди – амбидекстры, в переводе у них обе руки правые, то есть они одинаково хорошо должны владеть обеими сторонами тела. Хорошо это или плохо?

Как стать амбидекстром?
Все люди появляются на свет без «привязки» к одной руке. За владение правой отвечает левое полушарие, и наоборот. И при рождении среди полушарий главных нет.А вот по мере развития психики и функций высшей нервной системы появляется распределение ответственности – какое полушарие, а значит, рука (и нога) станут ведущими.В норме к четырем годам уже все становится понятно: какая рука будет все хватать, а какая останется в помощниках. До этого срока путать ведущие руки – норма. А вот если и после четырех лет продолжается равноправие обеих рук – тогда ребенка называют «истинным амбидекстром».

Почему так происходит?

Версий появления амбидекстрии множество, но есть основные теории, подтвержденные исследованиями.

Теория незаконченной латерализации, когда мозг не определяется своевременно с доминантой левого или правого полушария, и ребенок «застревает» на этапе владения двумя руками. А в процессе взросления развивает обе или одну – как приучат. Причины незаконченной латерализации до конца не выявлены – они могут быть как индивидуальной особенностью, так и следствием задержек развития.Патологии внутриутробного развития: существует эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна. По этой теории правое полушарие считается более «древним», поэтому поначалу превалирует над левым, а значит, левая рука сначала «главнее». А вот после появления на свет активно развиваются речевые функции, за которые отвечают отделы в левом полушарии. А значит, управление правой половиной тела получает преимущества. А вот если до рождения или в период родов у ребенка была гипоксия, из-за которой пострадало левое полушарие (оно более чувствительно к количеству кислорода), то перехватить на себя управление ему становится сложнее. Так появляются левши, а порой и амбидекстры.
Теория о генетике подтверждения исследованиями про специфический ген на второй хромосоме – LRRTM1. Часть мутаций в этом гене провоцируют леворукость и амбидекстрию, что может объяснять наследственность в семьях с левшами. К сожалению, эти же мутации связаны с повышенной вероятностью шизофрении.

Генетическую версию, правда, с несколько иной позиции, подтверждает недавнее исследование в журнале eLife. Как утверждают ученые, выбор ведущей руки вообще не связан с работой мозга или неврологическими особенностями развития. Особая форма генной активности в спинном мозге – вот то, что определяет, какая рука будет главной.

Генная экспрессия в позвоночном столбе, происходящая между 8 и 12 неделями беременности, еще до того, как головной мозг «подключился» к спинному, диктует асимметрию передачи электрических импульсов конечностям. То есть весь выбор происходит на самых ранних этапах развития, и повлиять на него невозможно.

Амбидекстры и речь
Последователи популярной психологии утверждают, что правое полушарие – это наши творческие способности и ориентация в пространстве, а левое управляет речью, логикой, математикой. И людей делят на «правополушарных» креативщиков и «левополушарных» логиков. Если бы все было так просто!В любой деятельности задействованы оба полушария – исключений нет. Сегодня ученые даже говорят о том, что центры Вернике и Брока, которые почти век считались единственными регуляторами речи, вообще делают не то, что мы думали.

Правое полушарие, например, тоже имеет центры речи. Но у них иные функции – они помогают понимать юмор, переносные значения, сарказм, контекст, интонационные моменты, которыми так богат русский язык.А левое больше занято управлением грамматическим оформлением речи, синтаксисом, буквальным смыслом слов и выражений, то есть основой речевой функции. Целостное понимание без взаимодействия обоих полушарий невозможно.

Да, основные речевые центры в норме расположены слева. Бывает, что такой центр формируется в правом полушарии – тогда при сохранных способностях к речи, чтению и письму появляются проблемы логики речевых конструкций, грамматики – всего того, что делает левое полушарие. Если слушать или читать сочинения такого ребенка, порой непросто понять скачки мысли и текст в целом – он не согласован.

Вот в этом основная проблема речи левшей и амбидекстров. Так как основное развитие достается правому полушарию даже у амбидекстров, то левое отстает. Амбидекстры при этом лидируют по расположению речевых центров справа (это известно благодаря исследованиям МРТ).Важно помнить, что леворукость и амбидекстрия – не гарантии нарушений речи, а только повышенная вероятность.

Так хорошо или плохо быть амбидекстером?
Казалось бы, что уж тут плохого – подтянуть речь, и все бонусы твои. Обе руки – «правые», какой хочешь, такой и пользуйся!На одном человеке амбидекстрия может сказываться плохо, на другом может никак не отразиться или даже подарить какие-то экстраординарные способности.

Действительно, в плюсах двурукости – работа одновременно двух полушарий, повышенная производительность и скорость мышления, обработка и анализ информации во всех аспектах сразу. Не зря так модно нынче учиться жонглированию двумя руками, а раньше – отдавать ребенка в музыкальную школу. Все это приводит к развитию координации между полушариями и увеличивает мозговую активность даже у взрослых.

Амбидекстры доказано преуспевают в ряде профессий, там, где нужны две руки сразу (а то и две ноги). Самые яркие успехи – в музыке, соревновательных контактных вида спорта.К минусам двурукости относят риск речевых нарушений: у таких детей в два раза чаще диагностируют дислексию и заикание, а также синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и неврастении.

Основная версия – это последствия постоянной работы обоих полушарий, что приводит к переутомлению. У выраженных правшей и левшей полушария все же могут отдыхать по очереди.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>