Методики обучения чтению

Методики обучения чтению

Методик, которые могут быть применены при обучении ребенка чтению множество. И выбор оптимальной из них будет зависеть от множества факторов, в частности возраста малыша и его готовности воспринимать ту или иную информацию.

Все подходы к обучению чтению могут быть разделены на 4 вида:

аналитико-синтаксический;
буквосослагательный;
чтение целыми словами;
складовый.
В современных российских школах применяется первый из перечисленных методов. Исходя из методики обучения, единицей чтения в нем являются звуки, которые в последующем складываются в слоги.

Оглавление
Аналитико-синтаксические слоговые методики
Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова
Буквосослагательные методики
Обучение чтению по методу Монтессори
Методика Ольги Соболевой
Смешанные слоговые методики
Складовое чтение с использованием кубиков Зайцева
Методики раннего развития и чтение целыми словами
Методики обучения чтению
Аналитико-синтаксические слоговые методики
Аналитико-синтаксические методики выделяет четкая структурированность единиц речи и четкая последовательность порядка обучения:
«звук → буква → слог → слово → фраза → предложение».

Их существенное отличие заключается в том, что малышу не предлагается сразу же изучить алфавит. Прежде он знакомится со звуками, учится слышать их в слове, анализирует состав слова.

Ярким примером аналитико-синтексической методики обучения может выступать система Эльконина-Давыдова.

Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова
Согласно данной методике процесс обучения делится на следующие этапы:

Добуквенный или звуковой. Игры данного периода направленные на научение ребенка слышать определенные доминирующие звуки, а также произносить их. Примерами таких игр является звукоподражание (как гудит поезд, как дует ветер), выделение основного звука в стихах нахождение заданного звука.
Научение ребенка определять звуковой состав слова (из каких звуков состоит слово, твердые и мягкие согласные).
Звуковой анализ слова, когда ребёнок учится считать количество звуков в словах, находить ударный звук.
Буквенный этап. На котором ребёнок переходит к изучению алфавита.
Составление слогов с изученными буквами.
Чтение слов.
Достоинства аналитико-синтексических методик:

Родителям в целом понятна и знакома данная система.
Дети получают развернутое представление о фонетике.
Легче происходит усвоение грамматики и орфографии.
У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов, вследствие чего они избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв).
Методики не противоречат школьной программе, ребенку не приходиться «переучиваться».
Прекрасно подходят детям с задержкой речевого развития, могут применяться параллельно с работой логопеда.
Недостатки методик:

Данные методики лучше подходят для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и тяжело применимы для раннего обучения чтению, поскольку требуют регулярных занятий и упражнений, мало похожих на игру.
Буквосослагательные методики
Буквосослагательный метод предлагают в основном зарубежные авторы. Он предполагает изучение букв, в качестве единиц чтения и последующее составление из них слов (побуквенное чтение). При этом уделяется особое внимание всестороннему изучению букв и их запоминанию. Этап же составления слогов при «чистом» буквосослагательном подходе опускается. В качестве примера можно привести систему раннего развития, предложенную Монтессори.

Обучение чтению по методу Монтессори
Обучение начинается со всестороннего знакомства с буквами, как элементом языка.

Процесс условно делится на три этапа:

Знакомство с буквой как символом. Ребенок учится писать буквы с помощью специальных рамок, раскрашивает их, изучает и рассматривает различные варианты исполнения букв (из ткани, бумаги, пластмассы, разнообразных текстур и цветов).
Изучение звуков и соотнесение их со знакомым символами. Ребенок на слух воспринимает звуки и обводит контур названной буквы пальцем.
Собственно обучение чтению и письму. Дети учатся складывать из знакомых букв и соответствующих им звуков слова, фразы и предложения.
Достоинства методики:

Разнообразие игровых заданий с игрушками, шаблонами и пособиями.
Дети быстро учатся читать без разделения слов на слоги.
Поскольку система рассчитана на самостоятельное знакомство ребенка с окружающей его средой, малыш быстро приобретает навык самостоятельного чтения про себя.
Материалы, используемые в процессе, не только «учат» читать, но и направлены на развитие мелкой моторики, логики и аналитического и творческого мышления.
Недостатки методики:

Огромная трудоемкость и дороговизна в домашних условиях. Требуется множество элементов развивающей среды: карточки, шаблоны, игрушки, книжечки, рамочки и тд.
Большинство занятий методики рассчитаны на группу детей.
На этапе составления целых слов из изученных букв у малыша могут возникнуть сложности.
Методика Ольги Соболевой
Из отечественных авторов подобных методик можно отметить Ольгу Соболеву. Она также использовала творческий подход к запоминанию букв и звуков с использованием доминирующего вида памяти, а сам процесс обучения предложила делить на три потока информации (для аудиалов, кинестетиков и визуалов).

В рамках своей методики автор свела к минимум большинство недостатков Монтессори-подхода, сохранив при этом основные достоинства:

Многие занятия и игры выполняются совместно с родителями.
Процесс обучения легко организовать с одним ребенком.
Есть значительное количество учебных материалов, рассчитанных не только на изучение букв, но и чтение слов, разработан специальный «Букварь».
Все занятия происходят в игровой форме, но предполагается плавный переход от игровых заданий к работе непосредственно с книгой. Основной же целью обучения Ольга Соболева считает необходимость привить ребенку любовь к печатному слову.

Обе отмеченные методики также имеют возрастные ограничения. Их целесообразно применять, когда малыш уже будет готов воспринимать слово не глобально, как в совсем раннем возрасте, а проявит интерес к отдельным составляющим изучаемых объектов. Как правило, это происходит около 3-4-х лет.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>