Малыш не ходит в год и другие отклонения: это нормально?

Малыш не ходит в год и другие отклонения: это нормально?

Вот и наступил этот волнительный шумный праздник! Дома собрались родственники и друзья, мама испекла первый торт, а папа вернулся домой с охапкой воздушных шаров. Наконец-то, крохе исполнился год. Хоть он был порой и непростым, все равно время пролетело незаметно. Первый день рождения — это не просто праздник, а своеобразный день, чтобы подвести некоторые итоги достижений малыша. А какие они — эти итоги? Будем подводить их вместе.

Родители, которые видят своего кроху не просто каждый день, а буквально каждую минуту, замечают то, как он взрослеет. Еще на прошлой неделе он не мог сам слезть с дивана, а сегодня уже делает это без труда. Пару недель назад боялся отпустить мамину руку, а вчера начал делать уверенные шаги. Мама и папа гордятся им и радуются новым успехам, пока… Пока кто-нибудь не сделает критическое замечание и не даст понять, что радоваться в общем-то нечему. Что мы имеем в виду? «Твой все еще, что ли, пюре из банки ест? Я своему уже с 10 месяцев пельмени варю: вот так уплетает!» — говорит соседка, заставляя чувствовать маму именинника несколько отсталой от жизни. «Сколько-сколько она у тебя весит? 13 кг?

Перебор! Толстая вырастет!» — заявляет вечно худеющая старшая сестра, которая почему-то не поинтересовалась ростом ребенка. «Машенька, вы все еще спите в подгузнике? Он у тебя никогда не научится ходить на горшок, если ты так все сама запустишь!» — хватается за голову бабушка. «Как это вы не ходите на развивашки? Мы уже с 11 месяцев ходим на лепку, танцы и записались на английский! Нужно заниматься ранним развитием, если хочешь вырастить целеустремленную личность!» — подливает масла в огонь подруга. «Ирочка, а почему он не говорит-то ничего? Вот ты в год уже стихи читала!» — говорит тетя, упуская тот момент, что Ирочке был не просто год, а год и 11 месяцев. И не то, чтобы читала стихи, а просто называла последнее слово в строчке. Может быть, кто-то посмеялся сейчас или, наоборот, взгрустнул, вспомнив своих родственников. А может, кто-то из хвастунишек и критиков узнал себя. В любом случае, всем понятно, что одни и те же проблемы касаются чуть ли не каждую молодую семью.

А что же на самом деле должен уметь делать ребенок в возрасте 12 месяцев? Есть ли какие-то нормативы, и можно ли детей сравнивать между собой? В каких ситуациях стоит обращаться к врачу, а в каких просто подождать? Эти вопросы задают себе многие родители. Начнем с того, что развитие ребенка после рождения не прекращается ни на мгновение: он «взрослеет» даже во сне. Малыш развивается физически (то есть, растет и набирает в весе) и нервно-психически (он овладевает новыми навыками).

Оценкой того, как именно развивается ребенок занимается врач-педиатр, который ежемесячно осматривает ребенка, а также невролог, к которому малыш попадает на прием не менее 2 раз за первый год. После осмотра в определенном возрасте специалисты делают заключение: соответствует ли развитие ребенка средним параметрам или нет. Если отмечается несоответствие, то доктора назначают ребенку дополнительные обследования при необходимости и дают ценные рекомендации по развитию малыша. В некоторых ситуациях назначается лечение.

Обычно врач оценивает рост, вес, размеры окружностей головы и груди по центильным таблицам. Что означает коридор, в который попал малыш? Это означает то, какой процент детей имеет такие же показатели физического развития, как и он.

То есть, у ребенка могут быть средние показатели, выше или ниже среднего, высокие или низкие, атипично высокие и атипично низкие. Последние два показателя — это повод для более детального обследования малыша. Далее очень важно оценить гармоничность развития ребенка. То есть то, как антропометрические показатели соотносятся между собой. Например, вес может соответствовать росту. Или же вес слишком большой для данного роста, или слишком маленький. Или же окружность головы слишком мала по отношению к росту и окружности груди.

А может быть, ребенок чуть-чуть худенький, или немного полноват. Варианты разные. После комплексной оценки физического развития врач делает общее заключение. Например: физическое развитие среднее, гармоничное. Это означает, что у малыша все в порядке по антропометрическим параметрам. Другой пример: физическое развитие низкое, дисгармоничное за счет увеличения веса. Это говорит о том, что ребенок маленького роста, но имеет избыточный вес. Задача врача на данном этапе — разобраться в причинах данного состояния, чтобы дать родителям правильные рекомендации.

Самостоятельная ходьба — одно из самых значимых достижений ребенка к первому дню рождения. Действительно, большая часть детей к годовалому возрасту уверенно ходит без опоры, а кто-то уже шустро бегает. Но что делать, если ребенок еще не пошел? Может быть, есть повод для беспокойства? Для начала нужно вспомнить, а в каком возрасте ребенок овладевал другими навыками (переворачивание, ползание, сидение). Если же очевиден тот факт, что остальные навыки формировались несколько позже, чем у большинства сверстников (запаздывание на 4-6 недель), то и ходьбу не стоит ожидать в 12 месяцев.

Но наверняка, через месяц-полтора малыш уже затопает. Затем нужно оценить, есть ли у ребенка предпосылки к ходьбе. Что это значит? Умеет ли он сам вставать у опоры и перешагивать вдоль нее? Если умеет и регулярно в этом упражняется, то повода для беспокойства нет. А вот отсутствие попыток вставать и перешагивать должно насторожить родителей и стать поводом для обращения к врачу. Но прежде чем записываться на прием к неврологу, нужно ответить на такой вопрос: «А созданы ли в нашей квартире условия для того, чтобы ребенок научился вставать и ходить? Даем ли мы сами возможность для полноценного развития?» Иногда родители сами вредят своими благими намерениями. Как? Очень просто. Они не дают ребенку свободу передвижения по квартире или хотя бы по комнате. Сколько детей просто живет на кровати или в лучшем случае в манеже! По словам родителей, на полу холодно, опасно и негигиенично.

Малыш круглосуточно находится в окружении своих игрушек и тех вещей, которые ему дадут, стоит лишь на них показать пальчиком. В таких условиях нет никакого стимула, чтобы вставать, ходить и даже говорить. Ну и последнее: ни при каких обстоятельствах нельзя ставить ребенка на ножки и учить его ходить, если он не делает попыток встать сам! Покупка ходунков для ребенка, который несколько запаздывает в развитии, тоже не лучшая идея. Гораздо лучше приобрести толокар, который наверняка заинтересует малыша и поможет ему овладеть новыми навыками.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>