
Как справиться с кризисом семи лет у ребёнка: советы психолога
Кризис семи лет — переходный этап в психологическом развитии детей, который обычно возникает у дошкольников и младших школьников (6–7 лет). Он связан с важными изменениями в сознании, поведении и социальной роли ребёнка. В это время закладываются основы самооценки, формируется способность рассуждать самостоятельно и появляется понимание границ своего влияния и ответственности. «Рамблер» узнал, как помочь ребёнку и себе легче пережить это время.
Причины кризиса семи лет
Изменения в поведении связаны с новым этапом внутреннего развития ребёнка и внешними факторами. Основные причины кризиса:
Психологические изменения. Раньше малыш следовал правилам, во всём прислушивался к маме и папе. Но теперь у него появляются собственные желания и интересы. Он хочет сам выбирать игрушки, одежду, занятия. Так проявляется стремление к независимости. Дети начинают понимать, что мир устроен сложнее, чем кажется. Они задают много вопросов, пытаются разобраться, почему нужно следовать определённым правилам. У ребёнка могут возникнуть сомнения в правильности действий взрослых.
Появление новых социальных ролей. Начало школьной жизни — довольно сильный стресс для детской психики. Ребёнку нужно освоить новые социальные роли: ученика и одноклассника. При этом в школьном коллективе не всегда могут быть дружеские отношения. С конфликтами и соперничеством теперь тоже придётся справляться самостоятельно.
Внутренние переживания. Ребёнок взрослеет, знакомится с собственным внутренним миром: чувствами, желаниями, переживаниями. Хорошие отметки становятся значимыми не только ради похвалы родителей и одобрения учителей, но и ради статуса среди ровесников. Выбор между желанием провести свободное время за игрой и необходимостью соответствовать ожиданиям взрослых часто вызывает внутренний конфликт и усиливает переживания.
«Родителям важно понимать, что семь лет — переломный этап в жизни ребёнка. Он учится управлять эмоциями, сравнивает себя с другими, сталкивается с оценкой. И ему в этот период очень нужна поддержка, а не наказание».
Признаки кризиса семи лет
Изменения в поведении. Ребёнок вдруг начинает чаще обижаться, сердиться, плакать по мелочам. Даже любимые игрушки или привычные блюда могут вызывать раздражение.
Эмоциональная нестабильность. Настроение ребёнка меняется резко и непредсказуемо: минуту назад он весело играл, а теперь плачет и грустит без видимой причины.
Сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок начинает копировать поведение взрослых: одевается, разговаривает и ведёт себя, будто он старше, чем есть на самом деле. Появляется наигранность в движениях и речи, подражание (например, копирование интонаций родителей или учителей). Ребёнок стремится общаться с детьми, которые старше его, игнорирует младших братьев и сестёр.
Проверка границ. Семилетка начинает подвергать сомнению любые распоряжения взрослых. Часто звучит фраза: «Почему я должен?». Он словно проверяет, действительно ли родителям важны их правила.
Возникновение страхов и тревог. Могут появиться новые страхи: перед темнотой, одиночеством, сказочными персонажами или учёбой в школе. У некоторых детей возникают головные боли, усталость, нарушения сна из-за стресса.
Трудности с дисциплиной и успеваемостью. Ребёнок не может долго концентрироваться на уроках, нарушает школьные правила (например, встаёт с места без разрешения). Проявляет активный или пассивный протест: отказывается идти в школу, симулирует болезнь или агрессивно ведёт себя в классе.
Во время кризиса семи лет мальчики чаще проявляют гиперактивность, соперничество, неусидчивость. Им сложно соблюдать школьные правила из-за потребности в физической активности. Девочки могут быть успешны в учёбе, но дома у них возникают истерики из-за скопившегося напряжения — они чаще скрывают эмоции, чтобы соответствовать ожиданиям взрослых.
Как поддержать ребёнка в период кризиса семи лет
Первый шаг — создать безопасную и поддерживающую атмосферу дома. Помните: поведение ребёнка обусловлено множеством факторов, с которыми ему сложно справиться в силу возраста. Это нормальный этап взросления, который рано или поздно закончится. И от вашего поведения во многом зависит, насколько легко ребёнок справится с трудностями.
Важно открыто общаться с сыном или дочкой: спрашивайте об их чувствах, желаниях, переживаниях. Не настаивайте на разговоре, если ребёнок сейчас не готов к нему. Дайте понять: вы рядом и всегда готовы выслушать и поддержать.
Дайте школьнику больше свободы в принятии решений: пусть выбирает одежду, игрушки, занятия. Это позволит почувствовать контроль над ситуацией и повысит чувство уверенности в себе.
Совместные занятия и общение с ребёнком
В этот период важно проводить больше времени вместе с ребёнком. Например, заниматься домашними делами, готовить еду, гулять, играть в настольные игры или смотреть мультфильмы. Такие моменты помогают ребёнку чувствовать себя любимым и защищённым.
Творчество помогает детям выразить чувства и мысли в безопасной форме. Это могут быть рисование, лепка, аппликации или собственный спектакль в кукольном театре — главное, чтобы занятие нравилось ребёнку.
Кризис семи лет часто сопровождается бурными эмоциями, и детям важно научиться понимать и выражать свои чувства правильно.
Проговаривайте то, что происходит с ребёнком («ты расстроился», «ты злишься»), обсуждайте причины переживаний и вместе находите способы справляться с ними спокойно и конструктивно. Это научит ребёнка лучше понимать себя и легче адаптироваться к новым ситуациям.
Анна Лодзь советует научиться принимать эмоции ребёнка. Вместо: «Не реви!» скажите: «Вижу, ты злишься. Расскажи, что случилось».
Психолог также рассказала о трёх главных ошибках в поведении родителей, которых важно избегать.
Первая — игнорирование изменений, которые происходят с ребёнком. Это может привести к усугублению проблемы.
Вторая — ожидание идеального поведения. Ребёнок не робот: усталость и срывы для него вполне нормальны.
Третья — большое количество внешкольных занятий, секций и кружков. Сейчас все силы важно направить на адаптацию к школе, не стоит перегружать ребёнка активностями.
Как помочь ребёнку адаптироваться к школе
Чёткий режим дня поможет первокласснику чувствовать себя более стабильно в новых обстоятельствах. Начните готовиться к школе заранее: спланируйте время завтрака, обеда, ужина, выполнения домашних заданий и игр. Постарайтесь приучить ребёнка к этому расписанию за месяц-два до начала учебного года, чтобы избавить его от лишнего стресса.
Искренне интересуйтесь успехами в школе и на внеклассных занятиях. Поддерживайте стремление учиться новому, хвалите за старания и успехи, даже небольшие. Если возникают трудности, предложите помощь в выполнении заданий, но не настаивайте на ней. Так ребёнок почувствует поддержку и уверенность в своих силах.
Психолог Виктория Шиманская в книге «Детские кризисы» советует родителям не требовать от первоклассника идеального поведения, безукоризненной собранности и образцового воспитания. Всё это придёт, как только львиная доля сил ребёнка перестанет тратиться на адаптацию к школе.
Дети в этом возрасте остро воспринимают неудачи и критику. Задача родителей — создать условия, в которых ребёнок сможет переживать поражения мягко и спокойно. Объясните, что ошибки случаются у всех, главное — умение извлекать уроки и продолжать развиваться.
Когда нужно обратиться за профессиональной помощью
Иногда бывает сложно отличить возрастные особенности поведения от серьёзных психологических проблем. Если есть сомнения, лучше перестраховаться и проконсультироваться со специалистом.
Какие сигналы должны насторожить родителей:
Ребёнок долго грустит, плачет или проявляет агрессию без видимой причины.
Резко снизилась успеваемость в школе, пропал интерес к учёбе и общению с друзьями.
Появились проблемы со сном: бессонница, кошмары, страх перед засыпанием.
Появились нарушения аппетита, частые головные боли, слабость.
Возникли серьёзные изменения в поведении: замкнутость, чрезмерная тревожность, нервозность.
Ребёнок жалуется на непонятные внутренние ощущения («ничего не хочу», «не знаю, зачем живу»).
Также, по словам Анны Лодзь, обратиться за профессиональной помощью обязательно нужно, если у ребёнка появляются энурез (недержание мочи), навязчивые движения (например, он постоянно грызёт ногти) или агрессия по отношению к окружающим.
Психолог поможет решить проблемы с поведением, адаптацией к школе, взаимоотношениями. При подозрении на невроз или депрессию потребуется помощь врача-психотерапевта.
Главное
Кризис семи лет — важный этап в психологическом развитии детей. В этот период ребёнку бывает сложно справиться с изменениями и адаптироваться к новой социальной роли школьника. Поэтому ему особенно важна поддержка родителей. Интересуйтесь чувствами и переживаниями ребёнка, проводите с ним время, организуйте совместные занятия. Чёткий режим дня поможет первокласснику чувствовать себя более уверенно в новых обстоятельствах.
Комментарии