Многие родители стремятся оградить своих малышей от разочарований и грусти, всеми силами оттягивая этот момент и формируя образ приветливого мира: «В этом нет ничего страшного, не расстраивайся», «Купим новые туфельки», «Возьмём другого щеночка» … И ребенок усваивает, что слезам и печальным вздохам в жизни нет места – надо только радоваться!
Но психологи уверены, что говоря ребенку «Не плачь, возьми скорее конфетку!», родители совершают ошибку, потому что малыш лишается опыта проживания и осознания своих горестей. Такой реакцией на слёзы мы учим детей подавлять негативные чувства и делать вид, что «всё хорошо».
При виде грустного ребенка мамы часто торопятся развлечь его разговорами, песенками, мультфильмами, но так дети не учатся самостоятельно переживать негативные чувства. В момент грусти они будут ждать, что кто-то выведет их из этого состояния.
Задача родителя – не оберегать чадо от негативных эмоций, а научить его справляться с ними. Печаль — одна из самых продолжительных эмоций, она может длиться несколько дней. Печаль многолика: это и молчаливый протест, и смирение, и беспомощность. Надо с этим негативом разобраться.
Посочувствуйте, если можете. И ждите, когда печаль пройдёт. Можно погоревать вместе с малышом из-за улетевшего шарика или растаявшего снеговика.
После того как печаль будет выплакана, нужно будет проститься с ней.
Читайте также
Воспитание и эмоции: важная связь
Почему злиться и обижаться – это нормально
Упражнения для работы с грустью от Виктории Шиманской
В своей книге «Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими» психолог высшей категории советует делать следующие упражнения.
Утекай. Предложите ребенку представить, куда деваются его горькие слёзы: просачиваются сквозь землю и собираются сначала в мелкие ручейки, затем в крупные, которые текут в реки, затем – в море, и далее – в океан, где растворятся в огромном количестве воды. Умойте ребенка и скажите, что печаль побежала совершать большое путешествие к океану, где ей станет спокойно и легко.
Сдуваем облачко. Грусть бывает похожа на облачко, которое нависло над головой и сыпет мелкими каплями, и из-за этого ничего не радует. Пусть ребенок представит эту маленькую тучку над головой и попробует сдуть её. Нужно набрать в лёгкие побольше воздуха, задержать дыхание, поднять голову и подуть. Отлетело немного? Надо подуть посильнее. Набираем воздух ещё раз, и ещё, чтобы отогнать облачко подальше.
Альбом ощущений. Печаль всегда разная. В моменты грусти предложите ребенку её описать.
Какая она – колючая или мягкая?
На что похожа?
Она ближе к обиде или к зависти?
Маленькая или большая?
Яркая или блёклая?
Уточнив, как она выглядит, подумайте, в какой части тела она может находиться: рука чешется или соринка в глаз попала? Или она как тяжёлый бант на голове? Теперь убираем её: руки занимаем игрушкой или пластилином, соринку вымываем, бант выкидываем. Грусть на месте, но уже не царапает.
Ловушка грусти. Возьмите коробку, проклейте её скотчем, чтобы ничего из неё не выпало, и поставьте на видное место. Как только случается неприятность – сломалась машинка, каша оказалась невкусной, соскучился по папе – нужно класть эти горести в коробку. Для этого потребуется открыть коробку, приблизить к ней лицо и выговорить неприятные моменты. Можно жаловаться, плакать, повышать голос до тех пор, пока не поймёшь, что печали в коробке. Затем крышку плотно закрыть, а на прогулке выпустить негатив на улицу. Или в окно. Можно оставить горести в коробке на ночь, а утром обнаружить там кислую конфету.
Спиннер грусти. Это упражнение из книги Виктории Шиманской «Где живут эмоции?». Оно учит с помощью игрушки – спиннера – переключать внимание с грусти на радость.
Комментарии