Как пользоваться естественными последствиями в воспитании ребенка?

Как пользоваться естественными последствиями в воспитании ребенка?

Вашему вниманию предлагается концепция воспитания, разделяемая в настоящее время многими отечественными и зарубежными семейными психологами. Согласно этой концепции, не существует наказаний как таковых, а есть лишь последствия тех или иных поступков. Последствия могут быть двух видов — естественные и логические. Естественные последствия происходят сами собой, «это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя самого». Так коротко и точно охарактеризовала естественные последствия непослушания Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Что необходимо сделать, чтобы естественные последствия начали работать? Прежде чем позволить событиям развиваться самостоятельно, надо задать себе несколько вопросов: «Что случится, если я не буду вмешиваться?», «Что может случиться самое страшное, если я не буду вмешиваться?». Если вы получаете не такие уж пугающие ответы и готовы пережить результаты своего невмешательства, то можно приступать к работе: Перестаньте напоминать ребенку, что нужно сделать. Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само. Ни в коем случае не злорадствуйте, когда наступит естественное последствие. Для наглядности приведем конкретный пример. Ребенок разбрасывает игрушки ровным слоем по полу своей комнаты и, вопреки всем вашим просьбам и требованиям, отказывается их собирать. Первый шаг.

Что может произойти самого страшного, если вы не вмешаетесь? 1. По детской комнате будет сложно перемещаться. Это комната ребенка — ему там и перемещаться. 2. Вернувшийся с работы папа будет бурчать по поводу беспорядка в квартире. Беспорядок только в комнате ребенка, а не во всей квартире. 3. Случайно зашедшая в гости бабушка может сказать, что ее внука плохо воспитывают, в ее время все было иначе… Во-первых, бабушка может и не зайти, а во-вторых, вряд ли в ее время все было иначе… Второй шаг. Вы не напоминаете ребенку о том, что игрушки надо время от времени собирать. Это трудно, но выполнимо. Третий шаг. Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само. А что, собственно, может произойти? Что в этой ситуации может стать естественным последствием? Например, ребенок может нечаянно наступить на игрушку и сломать ее или потерять что-нибудь. Любой из этих вариантов может стать для ребенка серьезным естественным последствием, который побудит его навести порядок в комнате — это будет самостоятельным решением вашего ребенка. Здесь очень важно, приложив максимум усилий, сдержаться и выполнить четвертый шаг. Четвертый шаг. Не злорадствуйте. Сюда относятся не только выражения откровенной радости при виде сломанной игрушки, также высказывания типа: «А я тебе сколько раз говорил…», «Этого и следовало ожидать» и т. д. Такое высказывание вполне может переключить внимание ребенка с осознания происшедшего и установления причинно-следственных связей на чувство обиды, возникшее в результате ваших слов. В этом случае естественные последствия не будут работать. Существует ряд ситуаций в воспитании ребенка, когда естественные последствия заведомо работать не будут, более того, иногда естественные последствия могут быть опасны для ребенка. Поэтому мы не используем естественные последствия (ЕП) в следующих случаях: — Когда ЕП может быть опасна для ребенка. Так, например, не стоит пользоваться ЕП, когда ребенок выезжает на проезжую часть на велосипеде.

— Когда следствием поведения ребенка может быть нарушение прав окружающих. Например, ребенок, окунув руки в краску, с интересом исследователя наблюдает за тем, какие пятна можно оставить на одежде окружающих. — Если для срабатывания ЕП нужно много времени, и ребенок не свяжет причину и следствие. Например, ребенок в первом классе не хочет учиться, не считает обучение важным и интересным. Такого ребенка не вдохновят мысли о том, что в далеком будущем он не сможет стать грамотным человеком. Отпускать эту ситуацию в надежде на решение ее с помощью естественных последствий не стоит, ребенок не свяжет эти события между собой. — Если Е П никак не затронет ребенка, и проблема для него не станет явной. Например, ребенок выдергивает из клумбы цветы, недавно высаженные бабушкой-соседкой. Если ребенок при этом достаточно мал, то скорее всего последствия наступят для мамы, которая ничего не сделала, чтобы остановить маленького разрушителя.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>