Как бороться с «картавостью» у детей

Как бороться с «картавостью» у детей

С рождения родители и все родственники малыша ждут первых звуков и слов. И вот, наконец, ребенок заговорил. В раннем возрасте мы обычно не обращаем внимания на произношение, считая, что с возрастом все звуки ребенок научится правильно произносить. При нормальном речевом развитии так и должно быть. Примерно к 5 годам у ребенка в речи появляются все звуки родного языка. К сожалению, в настоящее время детей с чистой речью, даже в подготовительной группе детского сада, все меньше и меньше. Чаще всего, самым проблемным звуком для ребенка является «р». Пожалуй, нарушение произношения «р» является одним из самых многочисленных. Перечислим их. Звук произносится горлом. Выдыхаемый воздух не попадает на кончик языка. В речи «р» не произносится вообще, а вместо него слышится «а» или другой гласный. Образуется хлюпающее звучание, когда малыш пытается сказать слово с «р». Звук произносится за счет движений губ, а не языка. «Ветерок воздуха» проходит через нос при попытке сказать «р» Кончик языка один раз ударяется по твердому небу и получается короткий звук, а не протяжный, как необходимо. Если ребенок говорит «лыба» вместо «рыба», значит, воздух в момент произношения звука проходит по бокам языка. Бывает, что язык у малыша поднят наверх, но получается не «р», а «д». Воздух как будто прорывается сквозь отверстие, образованное между языком и верхними зубами, но вибрации кончика языка не происходит. Ребенок говорит не «рама», а «дама». Хотелось бы сказать «розы», а получается «гхозы». Язык в данном случае напряжен. В речи вместо «р» появляется «й». Выдыхаемый воздух в момент призношения звука не встречает преграды, потому что кончик языка втянут в рот. Малыш говорит не «игра», а «игыа». Нижняя губа у малыша выдвигается вперед и поднимается наверх, а язык не работает, звук «р» не образуется. Ребенок говорит «Вома», вместо «Рома». Самым распространенным является «горловое» произношение «р».

Как же мечтают родители, чтобы ребенок поскорее научился произносить «р». Просят, а порой настойчиво заставляют малыша сказать «рыба» или «рак». А непослушный язык отказывается работать. Из−за этого расстраиваются родители и дети. После множества неудачных попыток родители обращаются к «заговорщикам» или «чудо−специалистам», которые будто бы учат произносить трудный звук за пару сеансов. Но и в этом случае звук ребенок не произносит, а деньги потрачены впустую. Что же делать? Во-первых, успокойтесь и не паникуйте. Нужно набраться терпения и если вашему малышу всего 3 года, значит, он в силу незрелости языка не может пока произносить «р». А вот если вы уже отметили пятый день рождения, а звука так и нет, следует забеспокоиться. Имейте в виду, что если вы сами «картавите» и убеждаете своего ребенка, что данное нарушение — это «семейный» рок, больших усилий для произношения «р» ваш ребенок не будет прилагать. Во-вторых, необходима сильная мотивация, потому что работа над произношением «р» достаточно трудная и длительная и требует немалых сил от ребенка. Но хотим вас обрадовать, что при правильно организованных занятиях, дети без труда справляются с произношением «р».

Упражнения для губ и языка для мальчиков Отправляемся в дорогу, нужно нам убрать тревогу! Мы ворота открываем и на машине выезжаем (широко открыть и закрыть рот). Солнце светит ярко, стало очень жарко. Для машинки вот бензин, а для водителей апельсин. Вы на него нажимайте, и сок получайте (надуть−втянуть щеки). Улыбаемся с машинкой, вместе едем по тропинке (улыбнуться с зубками и без них). Направо есть широкая дорога (положить на нижнюю губу широкий язык), А налево узкая тропа (высунуть узкий язык) Куда нам ехать, не знаем мы пока. Вот стучит машинка (поднять язык к верхним зубам и постучать «д» в «бугорочки» у верхних зубов). Едем по тропинке! Вот колеса закрутились (облизывать губы по кругу слева направо и наоборот), У деревни остановились! Дальше путь наш не прост, Камней целый воз (толкать кончиком языка правую−левую щеки). Вот и тучи набежали, И машинку закачали (двигать языком вправо−влево и касаться уголков рта). Солнышко вышло опять, Путь домой пора держать. В горку быстро поднялись, затем весело скатились вниз (поднять широкий язык к верхней губе, затем опустить к нижней). Встретили табун лошадок, проскакали, видно надо (цокать языком)! Экскаваторы в работе, у них важные заботы. Ковш песка поднимают и яму засыпают (показать язык в виде «ковша», с ямкой в центре). Поломались, неудача, как же быть, как капот нам открыть (присосать язык к верхнему небу, открывать и закрывать рот)? Наконец, мы починились, и домой весело покатились (языком провести по верхним, затем по нижним зубам)! Все ребята удальцы, молодцы!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>