Многие родители задаются вопросом: что необходимо для мягкой адаптации ребенка к детскому саду? А ведь она состоит в том числе из отношения родителя, взаимодействия ребенка с коллективом: от детей до педагогов. Как сделать процесс комфортным и позитивным для всех рассказали психологи Оксана Крючкова и Юлия Тулушева.
Адаптационные фазы: каждый индивидуален
Вне зависимости скорости и легкости адаптационного процесса принято выделять три фазы: острую, подострую и фазу компенсации. Первая длится в среднем один, сопровождается разнообразными колебаниями в состоянии ребенка и может приводить к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, большей, чем обычно, капризности и плаксивости. Втора, подострая, адаптационная фаза, может длиться от 3-х до 5-ти месяцев. Поведение ребенка характеризуется как нормальное, то есть все сдвиги уменьшаются и наблюдаются лишь по отдельным параметрам. Фаза компенсации характеризуется ускорением темпа развития, и дети успокаиваются, без проблем расстаются с утра с родителями и с удовольствием посещают детский сад.
Бесспорно, дети не ведут себя одинаково при поступлении в детский сад. Причины любого поведения кроются в отличиях в режиме, принятом в семье и в детском учреждении; в неумении ребенка занять себя игрушкой; в недостаточной сформированности культурно-гигиенических навыков и многом другом. Основная причина, скорее всего может быть в наличии или отсутствии у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, социальный опыт которых был сужен до минимума. Знакомство с новыми людьми и установление контакта для них весьма затруднительно.
Как помочь ребенку принять новую реальность
Пребывание в незнакомой обстановке является достаточно большой нагрузкой для ребенка, поэтому в первые дни пребывания лучше приходить в детский сад на 1-2 часа. По мере привыкания к новому режиму и пространству, по мере знакомства с окружающими сверстниками и взрослыми, ребенок постепенно устанавливает с ними доверительные отношения и готов оставаться в детском саду на более продолжительное время.
Отдельное внимание стоит уделить тихому часу. Не каждый ребенок может сразу остаться на дневной сон. Дети сложно ориентируются во времени и для них практически нет разницы между сном дневным и ночным. Часто в глазах малыша мы читаем немой вопрос: «Как же спать без мамы?» На привыкание к дневному сну в детском саду стоит отвести время. Как только у ребенка все удачно сложилось с утренним расставанием, приемом пищи, дневным сном, можно говорить о том, что адаптационный процесс подходит к концу.
Адаптация глазами родителя
Родители, впервые оставляющие ребенка с незнакомыми людьми, испытывают не меньшие волнения. В первые дни попытайтесь не высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Напротив, своим настроением подчеркивайте, что ему бояться нечего, никто его не обидит, что ему здесь будет хорошо.
Перед тем, как принять решение о посещении детского сада, мы советуем прийти сюда самим, прочувствовать атмосферу, насколько вам, родителям, здесь спокойно и безопасно, пообщаться с педагогами. Если это место внушает доверие вам, то и ребенок адаптируется быстрее.
Позитивный настрой
Ребенок смотрит на родителей и формирует те отношения, которые демонстрируют родители. Родителям важно, как провел день их любимый малыш. Обсуждая день ребенка, помните о положительном настрое. Вопросы «Тебя сегодня никто не обижал?» и «С кем ты сегодня играл?» по сути одинаковы, а маркер эмоций разный. Обсуждайте все эмоции, о которых рассказывает малыш, будьте внимательны, заботливы и терпеливы.
Комментарии