Детские страхи. Как помочь ребёнку?

Детские страхи. Как помочь ребёнку?

Первый вопрос.
Спрашивает Светлана: «Сын (5лет) смотрел журнал Гео, впечатлился фотографией человека, которого покалечил тигр (человек своё лицо закрыл руками, но всё равно шрамы видно). Теперь боится быть в комнате один… Говорит, там может быть тигр. Раньше был страх темноты, он и сейчас есть, но страх тигра гораздо сильнее… Как помочь ребёнку преодолеть свой страх? Уже и тигра везде искали, и рассуждали, как он к нам попадёт в квартиру…»

Мой ответ:
Спасибо, Светлана, за вопрос. Попробую на ваш вопрос ответить.
Я понимаю ваше желание помочь сыну. Я чувствую уважение к тому, что вы не игнорируете эти страхи сына, а вы заинтересованы в своём сыне, в его эмоциональном состоянии. И вы пытаетесь ему помочь чувствовать себя более спокойно.

Из вашего вопроса я вижу, что вы уже какие-то действия предпринимаете, чтобы помочь сыну справиться со страхом тигра. Т.е. вы тигра везде искали, и тем самым, сын получил подтверждение, что в квартире тигра нигде нет. Также вы рассуждали вместе с сыном о том, как тигр мог бы попасть в вашу квартиру. И вероятно, ваши рассуждения тоже подтвердили, что тигру никак не попасть в квартиру. И тем не менее, на каком-то рациональном, логическом уровне это не помогает справиться сыну со страхом.

И я предлагаю вам поразмышлять об этих страхах: о страхе темноты и о страхе тигра.
Начнём с того, для чего нам нужен страх, какую он функцию для нас выполняет, о чём он сигнализирует нам? Как он появляется и что с этим можно делать?

Страх играет очень важную роль в нашей жизни. Страх помогает нам избегать каких-то опасностей. Он помогает обеспечивать нам нашу безопасность.
Т.е. страх – это та эмоция, которая помогает нам обращать внимание на то, чтобы нам в жизни было безопасно.
Например, страх помогает нам остановиться на краю обрыва, и отойти от него, чтобы не упасть вниз. Т.е. мы боимся и отходим от этого края. Страх нас защищает. Он несёт в себе защитную функцию.

И вполне естественно, что у детей по мере взросления и по мере большего понимания об окружающем мире, и о себе, о том, как всё устроено, по мере получения нового опыта страхи начинают появляться. Т.е. чем больше ребёнок чего-то нового узнаёт, тем больше может появляться для него чего-то пока не известного и от этого его пугающего.

И тот страх темноты, о котором вы пишите, он вполне естественен для ребёнка 5-ти лет. Этот страх может быть связан с тем, что ребёнок примерно к этому возрасту сталкивается с понятием смерти. Т.е. он может видеть погибших жучков, червячков, птиц, животных. Или он может сталкиваться с тем, что кто-то умирает из окружения: бабушка или дедушка и т.п. И тогда этот страх темноты может быть связан с тем, что ребёнок может пугаться того, что когда он засыпает, то он как будто бы исчезает, как будто бы он перестаёт существовать.

Можно помочь ребёнку этот страх прожить и освободиться от него.
И то, что вы, Светлана, пишете, что раньше был страх темноты и что он и сейчас тоже присутствует, то получается, что к нему добавился ещё страх тигра.
Т.е. когда ребёнок увидел фотографию покалеченного тигром человека к тому страху темноты, который у него уже был, добавился ещё этот страх.
Поэтому, мне кажется, что здесь важно работать и со страхом темноты и со страхом тигра.

Ещё важно пояснить, что есть страхи реальные, которые нам помогают безопасность обеспечивать, а есть страхи иррациональные. Как раз страх темноты и страх тигра в городской квартире – он про то, что маловероятно, что тигр в квартире может оказаться – это иррациональные страхи. Т.е. они не имеют отношения к той реальности, в которой ребёнок живёт.

И тогда что важно понимать?
В-первую очередь, важно не отрицать этот страх у ребёнка словами «не бойся», «нечего тут бояться» или «не надо бояться», «что этого боятся?» и т.п., а признавать «да, я понимаю тебя, ты боишься темноты», «да, ты боишься этого тигра, который там напал на человека».

Т.е. первое, что мы делаем – мы не отрицаем этот страх, не обесцениваем его, а признаём, что это действительно может быть страшно, и может напугать.
Может быть, в вашем детском опыте тоже было что-то похожее, что вы чего-то тоже боялись. Можно поделиться тем, что вы когда-то тоже чего-то боялись и рассказать, что вам помогло перестать это бояться, как этот страх прошёл. «Знаешь, я тоже, когда была маленькая, я тоже боялась темноты, а потом этот страх прошёл». Хотя вообще-то страх темноты он вполне может быть обоснованным, к примеру, если вы идёте где-то по тёмной улице, то в этот момент страх темноты помогает нам быть осторожными и предпринимать действия, которые будут способствовать нашей безопасности. Да и страх тигра тоже полезен в том смысле, что придя в зоопарк и увидев тигра в клетке, мы не станем подходить к нему близко, потому что понимаем, что это хищное животное, и его действия могут быть непредсказуемыми. Страх нас от этого остановит.

Т.е. первое, что важно – это не отрицать, а признавать, что «да, ты боишься, тебе страшно, я тебя понимаю, и я тебе сочувствую». Т.е. первое, признаём, второе, проявляем понимание и сочувствие к ребёнку.

В третьих, что мы можем сделать?
Пока ребёнок чувствует этот страх, то страх внутри ребёнка и он очень огромный может быть, и он может быть даже больше, чем сам ребёнок.

Чтобы уменьшить этот страх важно отделить его от ребёнка, чтобы ребёнок меньше был захвачен страхом. И для этого я предлагаю ребёнку нарисовать свой страх. Т.е. вы, Светлана, можете предложить сыну «Давай нарисуем это страх темноты?».

И когда он его рисует мы спрашиваем «а что ты думаешь про этот страх?», «что ты к нему чувствуешь?». И сами можете с ребёнком поделиться тем, что вы замечаете к этому рисунку страха. Например, может оказаться, что этот страх сам выглядит, как тот, кто нуждается в какой-то помощи, ему самому как-то не очень хорошо и уютно. Тогда мы можем сказать «похоже, этому страху непросто. Похоже, он сам боится. Я ему сочувствую. Мне хочется его пожалеть. А тебе? Давай нарисуем что-нибудь, чтобы ему было лучше. И вообще, какой-то он такой одинокий. А что, если мы с тобой с ним подружимся? А что, если он будет нашим другом?»

Т.е. третий шаг – мы предлагаем ребёнку страх нарисовать и он уже таким образом оказывается отделённым от ребёнка. И он оказывается меньше, чем ребёнок и он для ребёнка становится более понятным и менее пугающим. Т.е. страх – отдельно, ребёнок – отдельно. Страх уже извлечён и на него уже можно со стороны посмотреть. Пока он внутри ребёнка, он как бы захватывает всё эмоциональное пространство ребёнка. Когда же ребёнок его рисует, то страх оказывается отделённым от ребёнка.

Потом важно заметить, что мы к этому нарисованному страху чувствуем. «Что ты к нему чувствуешь? Что я к нему чувствую?» И предложить как-то с ним поговорить, может быть договориться, может быть подружиться. Может быть, сказать «давай попросим, чтобы он нас защищал?» Потом предложить что-то изменить в рисунке «что тебе хочется изменить в этом рисунке?», «сделай это».

Так же можно предложить нарисовать эту пугающую сына темноту. И потом дорисовать что-нибудь, что в этой темноте может быть интересного, и совсем не пугающего. Например, кровать, где спят папа и мама, и другую кровать, где спит сын, игрушки, машинки, стол, полки с книжками и т.п. Т.е. мы рисуем темноту и наполняем её известными и безопасными людьми и предметами. И снова спрашиваем «что ты сейчас к этой тёмной комнате чувствуешь? Что тебе хочется ещё изменить в ней?» И замечаем, как меняется эмоциональное состояние сына.

Далее, не обязательно сразу, лучше спустя время предложить ребёнку нарисовать страх тигра. И когда он уже будет нарисован по той же схеме «что ты к нему чувствуешь? А я вот замечаю, что он вот такой». Т.е. так же, когда ребёнок рисует этот страх тигра, он его уже от себя отделяет, он уже не захватывает так ребёнка. И мы предлагаем дальше «а что тебе хочется изменить в своём рисунке?» И снова замечаем, как меняется эмоциональное состояние сына.

А потом ещё лучше нарисовать самого тигра. И может быть, на рисунке добавить тигрицу и тигрят. И, к примеру, рассказать историю про семью тигра. Как они живут. Как тигр ходит охотиться, и как он защищает своё семейство. Как ему пришлось напасть на человека, потому что человек зашёл на территорию тигра, и тигр защищал своё семейство, он испугался, что человек причинит что-то плохое его тигрице и тигрятам. Что если бы человек не стал заходить на территорию, где жил тигр, то тигр и не стал бы нападать на человека. И потом опять спросить «что ты чувствуешь к этому рисунку? Что тебе хочется в нём изменить?» И снова замечаем, как меняется эмоциональное состояние сына.

Таким образом, то, что пугает ребёнка – становится для него более понятным и менее пугающим.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>