Астения у ребенка после инфекций: как помочь?

Астения у ребенка после инфекций: как помочь?

Многие дети, даже выписавшись с больничного после серьезной инфекции (гриппа, кишечных проблем или ангины) достаточно длительное время могут быть вялыми, плохо едят и быстро устают, хуже успевают в школе и имеют проблемы с вниманием и памятью. Полноценный отдых полностью не устраняет это состояние, тогда врач может вести речь о постинфекционной астении. Она характеризуется плохой переносимостью физической и умственной нагрузки, нарушениями поведения, капризностью, постоянной усталостью. Как в таких ситуациях можно помочь ребенку, какими методами и способами улучшить его состояние — или просто ждать, когда все пройдет само?

Если не углубляться в сложные медицинские определения данного состояния, его можно описать как общую усталость, которая неадекватна той нагрузке, которую получает ребенок в течение дня. После того, как все силы организма были брошены на борьбу с инфекцией и активизацию иммунной защиты, израсходовались ресурсы и энергетические запасы, в периоде после инфекции организму не хватает сил и энергии на осуществление привычной деятельности. Это приводит к физическому утомлению, слабости и истощению нервной системы. Астения в педиатрии существует как отдельная патология, так называемая первичная или функциональная астения. Она рассматривается как вариант невроза, проблема с функционированием нервной системы в определенный период жизни малыша. Если же речь идет о периоде после инфекций, астения имеет вторичный, органический характер, связанный с нарушением работы организма после перенесенной болезни.

Ведущую роль в развитии астении после инфекций отдают нарушениям особого участка головного мозга — ретикулярной формации. Это особая область, внутри которой сосредоточены нейрофизиологические связи — своего рода сервер, где хранится вся ключевая информация, он распределяет нагрузки. Ретикулярная формация контролирует расходование сил на физическую активность и умственную деятельность, регулирует процессы запоминания и мышления. Дисбаланс в этой системе приводит к общему сбою в организме, что ведет к возникновению разнообразных симптомов астенического синдрома. Все процессы в организме ребенка требуют поступления энергии, и 25% от всего ее объема расходует мозг. Энергию дают специфические органические соединения АТФ, которые должны синтезироваться в клетках для их активной жизнедеятельности. При дефиците энергии возникают утомляемость, слабость и астения. Основными «фермами» для производства АТФ являются митохондрии, и основу астении составляют их дисфункции, возникающие на фоне инфекции и последующей за ней астении. Заторможенные и вялые митохондрии не могут синтезировать большое количество АТФ. Добавляет в копилку астении еще и интоксикация промежуточными продуктами метаболизма при инфекции, что негативно влияет на ретикулярную формацию и вызывает сбои в ее работе.

Чаще всего проявления астении возникают после серьезных вирусных инфекций, когда болезнь сопровождается лихорадкой, синдромом интоксикации, поражением респираторного тракта с возникновением характерных простудных симптомов, и вовлечением в процесс еще и внутренних органов. Предрасполагают к астении лихорадка и интоксикационный синдром, которые повышают нагрузку на сердечно-сосудистую систему и мозг на фоне ограничения поступления энергии с пищей за счет плохого аппетита при болезни. Также вполне вероятна астения на фоне системных воспалительных процессов, возникающих при тонзиллитах, детских инфекциях, тяжелых микробных процессах. Влияния на мозг и угнетение его активности связаны как с прямыми повреждающими влияниями на нервные клетки, так и с опосредованными влияниями на нейроны за счет гипоксии, продуктов метаболизма и воспалительных медиаторов. Считается, что даже на фоне клинического выздоровления симптомы астении у детей могут сохраняться до месяца, что может существенно снижать качество жизни и успеваемость, нарушает привычную жизнь малыша. Связано наличие астении с тем, что после того, как инфекция полностью элиминируется из организма, все равно остаются некоторые энергетические и метаболические сдвиги, которые и формируют все проявления постинфекционной астении. Не всем детям требуется лечение, но если астенический синдром существенно мешает привычной жизни, необходима его коррекция.

Если речь идет о первичной астении — основа ее лечения заключается в устранении провоцирующих факторов. Для постинфекционной же формы, когда фактор провокатор уже удален, но метаболические нарушения остались, важно после того, как вылечена инфекция, купировать все токсико-метаболические изменения, которые она вызвала. Астения проходит постепенно, по мере нормализации обменных процессов. Помочь в ее устранении могут различные средства, обладающие антиастеническим эффектом. Они преимущественно имеют растительное происхождение или животное. Эффект у таких препаратов развивается постепенно, по мере накопления их в организме, особенно если речь идет о таких средствах, как адаптогены. Средств, которые имели бы эффект «скорой помощи» при астении практически нет, а растительные экстракты по типу экстрактов заманихи, китайского лимонника или аралии, женьшеня, обладают более адаптогенным эффектом, общетонизирующим и мягко стимулирующим. Ученые, зная основные механизмы развития астении — дисфункции митохондрий, ищут препараты с естественными компонентами, которые способны эту дисфункцию исправлять. Важно нормализовать работу митохондрии, одновременно активизировав синтез АТФ и работу мозговых клеток. В цикле образования АТФ принимает участие янтарная кислота (сукцинат) и целый ряд ферментов, на которые вполне можно влиять извне. Поэтому при лечении астении рекомендуются добавки с янтарной кислотой, которые стимулируют кислородо-зависимое образование АТФ, которое дает максимальную эффективность в плане объема конечного продукта. Не менее важна и борьба со свободными радикалами, которые в условиях инфекции могут более активно повреждать клетки тела и мозга. Применение антиоксидантов (витаминные препараты, биологические активные добавки), также может помочь скорее восстановиться. Нередко врачи после тяжелых инфекций рекомендуют курс витаминов С, Е или группы В. Немалую роль в восстановлении после болезни и развитии астении играет дефицит коэнзима Q10, который также борется с свободнорадикальной активностью в организме. Поддержка синтеза коэнзима Q10, который активно помогает синтезировать энергию тела — это один из вариантов лечения астении. Чаще всего применяют комплексные препараты, которые работают одновременно сразу в нескольких направлениях.

Прием адаптогенов и антиастенических препаратов помогает повысить бодрость и активность, при этом снижает напряжение и тревожность, нормализует процессы сна и бодрствования. Известно, что инфекция — это всегда стресс для организма, и его устранение также важно для того, чтобы быстрее устранялась и астения. На фоне инфекции в мозге может снижаться синтез глутамата, это нейромедиатор, передающий импульсы от нейрона к нейрону. Поэтому добавки глутаминовой кислоты также полезны в борьбе с симптомами астении, такими как снижение концентрации, памяти и скорость реакций. В лечении практикуется три направления: Этиотропное лечение, направленное на устранение причины астении. Общеукрепляющее лечение, иммунотерапия. Симптоматические средства. Последние годы интерес исследователей привлекает особый, нейроспецифический белок S100, который имеется только в нервной ткани. Его синтез и достаточное количество важны в процессах мышления, запоминания и адекватных реакций на окружающее. Создаются препараты, которые имеют в составе антитела к этому белку, активно стимулирующие его рецепторы и обладающие антиастеническими эффектами. Для антиоксидантной защиты и общеукрепляющего эффекта может применяться курс приема коэнзима Q10, зачастую в комплексе с витамином Е, что помогает скорее восстановиться. Не менее полезен и прием омега-3 жирных кислот, которые обладают защитным эффектом в отношении мозга.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>