Адаптация школьников в переходных классах

Адаптация школьников в переходных классах

Самые трудные для адаптации школьников — переходные классы: первый, пятый, девятый, одиннадцатый. Как помочь школьнику пережить первые дни в новой обстановке, советует заместитель директора центра диагностики и консультирования Галина Дудкина.

Первый класс

Важно, чтобы ребенок шел в первый класс не играть, не дружить со сверстниками, не потому, что у него новый портфель, а учиться. В последнюю неделю перед занятиями разговаривайте с ним о школе, о том, как он научится писать, читать, считать.

В последние две недели перед занятиями все усилия нужно направить на формирование постоянного режима дня, приближенного к тому, который будет во время учебного года. Должна возникнуть устойчивая привычка вставать и ложиться спать в одно и то же время. Тогда адаптация пройдет успешно, ребенок не будет сонным на первых уроках, станет полноценно воспринимать учебный материал.

С первого дня занятий и родители, и учитель стараются оценить возможности ребенка, и он это чувствует. К этому времени у малыша уже формируется самооценка, она должна быть немного завышенной, но в разумных пределах. Ребенок должен понимать, что у него все получится, он обязательно всему научится, будет не хуже, чем другие. Первоклассника необходимо постоянно поддерживать. До поступления в школу его любили просто за то, что он есть. Теперь — отношение к ребенку меняется, его начинают сопоставлять с другими детьми. Малышу непонятно, почему отношение мамы и папы изменилось, он устает от дополнительных нагрузок, тревожится, огорчается, когда не может с чем-либо справиться. И родители должны осознавать, что у ребенка не получается что-либо не потому, что он не хочет, а потому, что не может. Если мамы и папы сохранят свое благожелательное отношение к малышу, это станет для него хорошим подспорьем в учебе.

Начальная школа

Ученики начальной школы адаптируются быстрее, чем первоклассники. У них уже есть друзья, любимая учительница. Если в классе отношения складываются благоприятно, ребенок идет 1 сентября в школу, чтобы поделиться впечатлениями о лете.

Эмоциональные всплески в начале учебного года сказываются на успеваемости. Учителя сетуют, что дети становятся невнимательными, шумными, суетливыми. Это связано с тем, что очень хочется рассказать, что они пережили, ведь три месяца для ребенка — большой срок.По мере установления режима, учебных нагрузок дети быстро адаптируются, обычно за две недели первой четверти.

Пятый класс

Пятиклассники переживают изменения в школьной системе примерно так же, как и первоклассники. Для них переход в среднюю школу — серьезный шаг. Как стимул и поддержка воспринимаются родные стены школы, одноклассники, если класс не был переформирован, знакомые учителя.В пятом классе происходит двусторонняя адаптация. Учителя только что попрощались с выпускниками, пришли другие дети, педагоги начинают знакомиться, привыкать к ним, перестраивают скорость речи, тон.

В это время родители должны помогать ребенку активно отдыхать, учить взаимодействию со взрослыми. Больше разговаривайте, рассказывайте о своем общении на работе, объясните, что и у вас бывают проблемы в выстраивании отношений. Ребенок почувствует, что не одинок, трудности есть и у родителей. Он начнет переносить жизненный сценарий мамы и папы на себя. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок выстраивал отношения определенным образом, надо и самому показывать такой же пример.

Девятый класс

Девятиклассники не осознают, что этот учебный год может повлиять на всю дальнейшую жизнь. Они не задумываются всерьез о поступлении, над мальчиками не «висит» служба в армии, девочкам далеко до замужества. Им кажется, что впереди — целая жизнь.Родителям и учителям с ними и проще и сложнее. Ведь это старшие подростки с неуравновешенной психикой, эмоциональными всплесками, выстраиванием половозрастных отношений.

Одиннадцатый класс

Тревогу перед одиннадцатым классом начинают нагонять сами педагоги и родители. Уровень тревожности у ребят поднимается во второй половине учебного года: когда выставлены оценки за первое полугодие и становится понятно, что период расслабления прошел. Начинаются занятия по подготовке к сдаче ЕГЭ, предварительные тестирования.А вот первого сентября они спокойны, но при этом испытывают двойственное чувство. С одной стороны, сожаление, что это последний год в школе, с другой—великая радость по этому поводу.

Идет период взросления, осознания и освоения жизненных ценностей. Ребенок самостоятельно выстраивает свое поведение, берет ответственность за результаты своей деятельности. Чтобы не возникло неприятностей в конце учебнога года, родителям нужно помочь ребенку «разделить слона на части». Если мамы и папы будут проверять выполнение домашнего задания, тогда ребенок сознательно, подойдет к сдаче выпускных экзаменов.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>