Вызвать расстройство опорожнения кишечника может широкий спектр предрасполагающих факторов, который далеко не всегда имеет под собой патологическую основу. Причиной может послужить нерациональное питание, стрессовые ситуации и передозировка лекарственными препаратами.Клиническими проявлениями запоров являются снижение частоты дефекации за сутки, твёрдая консистенция каловых масс, напряжение, беспокойство и болевые ощущения в процессе дефекации.
Осуществление диагностических мероприятий при запоре направлено на выяснение причин возникновения такого нарушения. Основу диагностики составляют лабораторные и инструментальные обследования, а также ректальное исследование.
Способы, как помочь ребёнку при запоре, сводятся к применению консервативных методик терапии, среди которых соблюдение щадящего рациона, приём медикаментов и физиотерапевтические процедуры.
Этиология
Широкая распространённость недостаточного опорожнения кишечника и изменения характера каловых масс обуславливается частым перинатальным повреждением ЦНС, низким уровнем естественного вскармливания, а также влиянием разнообразных патологических, психических и физиологических причин. В независимости от провоцирующего фактора запоры негативно отражаются на детях — замедляют рост и развитие, а также значительно ухудшают качество жизни и приводят к формированию осложнений.В подавляющем большинстве ситуаций, запор у ребёнка 2 лет и старше провоцируют такие заболевания и расстройства:
ферментная недостаточность — она может быть врождённой или приобретённой, но в любом случае развивается на фоне недугов ЖКТ и чревата тем, что пища будет плохо перерабатываться кишечником; дисбаланс кишечной микрофлоры — приводящий к возникновению процесса гниения продуктов и снижению кишечной перистальтики; глистные или паразитарные инвазии; нарушение функционирования щитовидной железы, а именно понижение выделения ею гормонов; поражение ЦНС — это опасно тем, что нарушается рефлекс опорожнения; рахит, сопровождающийся понижением тонуса мышц и тканей, в том числе локализующихся в кишечнике; формирование полипов, рубцов, свищей, злокачественных или доброкачественных опухолей в аноректальной зоне; протекание спаечной болезни или атрезии прямой кишки; болезнь Гиршпрунга и миастения; язвенное поражение ДПК или желудка; хроническое протекание гастродуоденита; гипотрофия и ДЦП; дизентерия и неспецифический язвенный колит; отравление химикатами и ядовитыми веществами; сахарный диабет и надпочечниковая недостаточность; феохромоцитома и гигантизм; анальные трещины и парапроктит; наружные или внутренние геморроидальные узлы; острые лихорадочные состояния.
Физиологические запоры у ребёнка зачастую обусловлены:
индивидуальной непереносимостью того или иного продукта питания — при употреблении даже небольшого количества аллергена выделяются гистамины, которые повреждают стенки кишечника; недостаточное поступление жидкости в детский организм — сюда также стоит отнести пристрастие к «вредным» напиткам, среди которых газировка, квас, крепкий чёрный чай или кофе; нерациональное питание, не соответствующее возрастной категории ребёнка. Очень часто в меню детей преобладают углеводы и жирные продукты, а также наблюдается недостаточное количество клетчатки; дефицит железа, на фоне которого нередко происходит развитие кислородного голодания кишечной мускулатуры; бесконтрольное применение лекарственных препаратов — наибольшим негативным эффектом обладают ферментативные вещества, гормональные и антибактериальные средства, антациды и противовоспалительные лекарства, слабительные и пробиотики; необусловлено частое применение клизм, что чревато исчезновением позывов к дефекации и привыканием кишечника к внешней стимуляции. Таким образом, происходит утрата способности этого органа к самостоятельному избавлению от каловых масс; продолжительное влияние стрессовых ситуаций или сильнейшее нервное потрясение; резкое изменение характера питания или места проживания; гиподинамия.
Отдельно стоит отметить причины запора у грудного ребёнка, которые включают в себя:
лактазную недостаточность; нарушение диеты матерью, осуществляющей грудное вскармливание; ранний ввод прикорма; недостаточное потребление жидкости; получение малышом незначительного количества грудного молока — к этому приводит гипогалактия у матери, слабый сосательный рефлекс, частые срыгивания и врождённые расщелины губы или неба. В таких ситуациях говорят про псевдозапор или ложный запор; пелёночный дерматит, который в своей клинической картине имеет такой симптом, как раздражение кожного покрова в зоне ануса; принудительное приучение ребёнка к горшку в раннем возрасте; длительное пребывание младенца в чужой для него обстановке; насильственное отлучение от груди; изменение состава нормальной кишечной микрофлоры.Запор у месячного ребёнка, так же как и у старших детей, может быть вызван генетической предрасположенностью.
Классификация
Разделение подобного патологического состояния в зависимости от времени его появления:
врождённое — зачастую обуславливается влиянием отягощённой наследственности, первичными аномалиями развития или функционирования ЖКТ, а также широким спектром генетических недугов; приобретённое — зачастую имеет под собой патологическую основу, отчего является вторичным. Послужить источником также может хирургическое вмешательство, неправильное питание и стрессы.
Приобретённый запор у детей любой возрастной категории имеет собственную классификацию и делится на:
органический — связан с пороками развития одного из отделов кишечника; функциональный — диагностируется наиболее часто, поскольку является следствием неправильной регуляции органов пищеварительной системы; условно-рефлекторный — развивается на фоне протекания любых недугов, негативно влияющих на толстую кишку; психогенный; интоксикационный.
По характеру течения различают:
острый запор у ребёнка — является таковым, если выражается впервые или протекает не более месяца; хронический запор у ребёнка — основная и сопутствующая симптоматика сохраняется на протяжении длительного промежутка времени. В таких случаях расстройство носит рецидивирующий характер.
Симптомы запора у ребенка
Главным клиническим проявлением является отсутствие отхождения каловых масс на протяжении суток или более. Тем не менее родителям стоит знать про норму частоты стула, которая отличается по возрасту:
для грудничка вполне допустимо иметь стул не меньше 2 раз в сутки; для младенцев до 1 года нормальное суточное количество испражнений достигает одного раза; для малышей, которым уже исполнился год, свойственно опорожняться раз в день; для детей после трёх лет нормальная частота опорожнения достигает не меньше 3 раз в неделю; для детей школьного возраста норма составляет от 4 раз в неделю; для подростков характерно осуществление опорожнения кишечника от 5 и более раз за 7 дней.
Любая ситуация, при которой происходит дефекация реже вышеуказанных показателей, считается запором.
В качестве дополнительных симптомов запора у ребёнка 3 года и старше выступают такие признаки:
болевые ощущение различной степени выраженности, проявляющиеся во время дефекации; выделение твёрдого по консистенции стула; присутствие патологических примесей в каловых массах; чувство неполного опорожнения кишечника; увеличение размеров передней стенки брюшной полости; приступы головных болей.
У младенцев и детей до 3 лет вышеуказанная симптоматика может дополняться:
незначительным повышением температурных показателей; отсутствием аппетита; нарушением сна; повышенной капризностью и плаксивостью; вздутием живота; обильным газообразованием; понижением физической активности; слабостью и вялостью.
Родителям также стоит обращать внимание на тот факт, что ребёнок самостоятельно отказывается от посещения туалетной комнаты для осуществления опорожнения кишечника — это вызвано тем, что большое количество симптомов возникает в процессе или после дефекации.
Диагностика
Что делать, если у ребёнка запор, как его правильно диагностировать и установить причины возникновения знает педиатр, детский гастроэнтеролог или проктолог. Прежде всего, клиницисту необходимо:
изучить историю болезни малыша — это может указать на протекание базового заболевания, изменившего консистенцию фекалий; ознакомиться с анамнезом жизни пациента — для установления характера питания, влияния стресса или передозировки медикаментами; тщательно осмотреть ребёнка, а также провести пальпацию и перкуссию живота; осуществить пальцевое исследование прямой кишки; детально опросить родителей больного — для составления полной симптоматической картины и первого времени появления подобного нарушения.
Методы лабораторных исследований при запорах у детей включают в себя:
биохимию крови; общеклинический анализ крови; копрограмму; анализ фекалий на яйца гельминтов и дисбактериоз.
Что касается инструментальных обследований, то наибольшей диагностической ценностью обладают:
УЗИ брюшины и толстого кишечника; рентгенография с применением контрастного вещества; ЭГДС; энтероколоносцинтиграфия; ректороманоскопия и колоноскопия; манометрия и сфинктерометрия; биопсия.
Комментарии