Школа дошкольника. Насколько мы объективны в ожиданиях?

Школа дошкольника. Насколько мы объективны в ожиданиях?

Предыдущие заметки показались излишне лиричными? Что же, в заключение анализа ШД как маленькой модели детства буду более лаконична. Каждое действие имеет смысл и цель. Каждый поступок имеет ожидаемый результат. Отправляя ребенка в Школу дошкольника, родители ждут определенных результатов. И дети ждут определенных событий и перемен. Каких именно?

Снег мельтешит в свете фонарей, мы топаем по свежим ноябрьским сугробам из школы домой. Сын рассказывает взахлеб о Пете с задней парты, который говорит громче всех и постоянно, о догонялках на переменках, об удивительной учительнице, которая раздала красивые медали-пятерки всем, даже тем, кто сидел два часа под партой, и даже Пете… Потом замолкает и вдруг твердо заявляет: – Я больше не пойду в школу. – Почему? – недоумеваю я. – Скучно… – ни с того ни с сего выдает отпрыск. – Как скучно, если ты только за сегодня столько интересного рассказал? – Ну это же то же самое, что в садике. А интересному ничему не учат… – и после короткого раздумья: – А что Петя неправ, я и так знаю. И все знают. Он из-за своих криков кажется глупым, а думает, что крутым. Главное заблуждение родителей и детей – в ожидании того, что в ШД чему-то научат. И по неосторожности я тоже ввела еще летом сына в это заблуждение. Он ждал, что школа – это много открытий. На самом деле ШД решает только одну задачу – адаптировать ребенка в новом коллективе, познакомить с новым окружением, с новыми требованиями, с новыми правилами в новом обществе, куда он попадет через год. В той же мере детство – это школа дошкольника, предваряющая взрослую жизнь. Родители, воспитатели и прочие доброжелатели, уверенные, что ребенка можно научить жить, вводят в заблуждение и самих себя, и детей. Можно адаптировать человека к реалиям, познакомить с правилами и законами жизни в обществе, научить придерживаться собственного мнения и отстаивать его, не перекрикивая соседа. Можно дать ориентиры. Те самые, в которых сами не уверены в сегодняшнем мире. Только надо быть готовым к разоблачениям. Сначала ребенок разоблачит смысл своего пребывания в ШД, потом – в жизни вообще. И вслед за сломанными ориентирами рухнет доверие к родителям-воспитателям-доброжелателям, их транслировавшим.

Так понимаешь, насколько важно включать опережающее мышление прежде, чем сообщить ребенку ту или иную цель, и как ее донести до чада. Целью посещения ШД может быть: быть как все. Если ребенок ведомый и испытывает потребность не выделяться, что часто справедливо для садовских детишек, то его устроит такая позиция родителей. Многих родителей, справедливости ради замечу, тоже устраивает именно такая формулировка. Важно, чтобы мотивы совпали. узнать новое, научиться писать и читать. Познавательный интерес высок в этом возрасте, однако если у ребенка есть элементарные навыки и знания, эта мотивация не сработает, ожидания и родителей, и ребенка не оправдаются. Если знаний и навыков нет, то рационально заниматься индивидуально. В прошлой части говорилось о том, что реальных умений в условиях нынешних ШД не развить. освоиться в школе. Эта единственная настоящая задача, которую решает ШД. Обсуждайте новое для малыша окружение, пусть учится анализировать поступки и мотивы, проигрывайте разные сложные и спорные ситуации – шестилетка уже достаточно развит и любопытен к человеческим отношениям. Он умеет рассуждать, анализировать, делать выводы. Только помните, что в этих диалогах закладываются и ориентиры, те самые, с которыми лучше разобраться прежде, чем озвучить. Ошибки воспитания исправить сложнее, чем оплошности мотивации в ШД. Если таки случилось, что ребенок демотивирован, отказывается посещать занятия, едва начав и разобравшись, что к чему, – можно попробовать следующее: – проанализировать, какая мотивация была и не сработала; – проанализировать, совпадают ли ваши цели и мотивы; – выяснить, какая цель, значимая именно для вашего ребенка, может быть объективно достигнута в ШД; – общаться, много общаться с малышом, дать ему высказаться, позволить проговорить причины недовольства (страхи, разочарования, раздражение), дать позитивную оценку его мнению, признать его право на собственное мнение, в то же время плавно подменяя старые мотивы на новые; – хвалить его за реальные достижения, хвалить прилюдно, а порицать тет-а-тет. Посещать ли ШД – каждый родитель решит сам. А группу подготовки к школе по имени Жизнь ваши дети уже посещают без права на отчисление. Провожайте их за руку, пока это возможно и уместно. Проверив свои цели на объективность, а ожидаемые результаты на вероятность, мотивировав малыша и приготовившись к нелегкому периоду адаптации, новых открытий, ценностей и неожиданностей. Если заложенные вами ориентиры сохранятся на всю жизнь – на одного успешного, справедливого и счастливого человека в мире будет больше.

Иллюзии (на правах PS) Ориентиры, привитые в детстве, однажды рушатся, оставляя человека наедине с выбором – играть по чужим правилам или оставаться собой. Реальность оказывается совершенно не той, какая описана в учебниках и маминых сказках. Эту проверку проходит каждый. Настоящие задачи ШД – тоже иллюзия. Придя в первый класс, вчерашний дошколенок, которого хвалили за каждую закорючку, разрешали сидеть под партой, бегать по коридору пустой школы, сталкивается с новой реальностью. Его ругают, что закорючка недостаточно красивая, выгоняют из-под парты, пишут красным в дневнике за догонялки. Как и в жизни, очередные цели и ориентиры лопаются, как мыльный пузырь. То, к чему тщательно готовила ШД, оказывается совершенно незнакомой реальностью, из которой уже нельзя развернуться и уйти. Первые иллюзии? А может, и к лучшему? Может, это и подготовит ребенка к встрече с реальным миром бесконечных переломов и переоценок?

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>