Секрет воспитания умных детей

Секрет воспитания умных детей

Будучи блестящим учеником, Джонатан без проблем учился в начальной школе. Он легко справлялся с заданиями и получал пятерку за пятеркой. Джонатан удивлялся, почему некоторым его одноклассникам приходилось стараться куда больше, и родители сказали ему, что у него есть особый дар. В седьмом классе, однако, Джонатан внезапно потерял интерес к школе, отказываясь делать домашние задания и готовиться к тестам. Из-за этого его оценки стремительно ухудшались. Его родители пытались сохранить его веру в себя, убеждая его, что он очень умен. Но их попытки не смогли мотивировать Джонатана (на самом деле он собирательный образ, рисованный с нескольких детей). Он продолжал утверждать, что школьные задания скучны и бессмысленны.

Не говорите вашим детям, что они умны
Удачный шанс проиграть
Два взгляда на интеллект
В борьбе с недостатками
Как надо хвалить
Создание собственной установки
Наше общество поклоняется таланту, и многие подразумевают, что превосходство в интеллекте и возможностях — вместе с уверенностью в этом превосходстве — является рецептом к успеху. На деле, однако, более чем тридцатилетние исследования ученых приводят к выводу, что излишнее внимание к интеллекту или таланту развивает в людях страх неудачи, боязнь сложных задач и нежелание избавляться от своих недостатков.

Все это приводит к появлению таких детей, как Джонатан, легко справляющихся с начальными классами с опасным представлением, что ненапряжные академические успехи являются следствиями их особого ума или дара. Такие дети скрыто верят в то, что интеллект является врожденным и постоянным, и потому прилагать усилия к обучению кажется куда менее важно, чем быть (или казаться) умным. И это приводит к потере самоуверенности и мотивации, когда работа перестает быть для них простой.

Восхваление врожденных способностей детей, как это делали родители Джонатана, укрепляет в них веру в постоянство интеллекта. Это может привести к тому, что и в личной жизни, и в работе человек не будет использовать свой потенциал. С другой стороны, наши исследования показывают, что когда людей учат постоянно расти над собой, акцентируют внимание на стараниях, а не интеллекте или таланте, это помогает им добиться большего и в школе, и в жизни.

Удачный шанс проиграть
Я впервые начал исследовать фундаменты человеческой мотивации, и как люди продолжают стараться после того, как терпят неудачу, будучи студентом психологии в университете Йеля в 60х годах. Эксперименты на животных, проводимые психологами Мартином Селигманом, Стивеном Майером и Ричардом Соломоном из Пенсильванского университета, показали, что после постоянных неудач большинство животных полагают, что ситуация безнадежна и находится вне их контроля. Ученые наблюдали, что после такого заключения животное часто остается бездейственным даже тогда, когда может повлиять на события — состояние, которое они назвали беспомощностью.

Люди могут научиться беспомощности, но не все реагируют на неудачи таким образом. Я задался вопросом: “Почему некоторые ученики сдаются, встретив сложность, а другие, менее опытные и знающие, продолжают стараться и учиться?” Один из ответов, как я вскоре выяснил, заключается в том, что люди по-разному видят причины своих неудач.

В частности, если мы видим причину низкой производительности в недостатке возможностей, это ослабляет мотивацию сильнее, чем обвинение в недостаточном количестве приложенных усилий. В 1972 году, когда я убедил группу из младших и средних школьников, проявлявших беспомощное поведение в школе, что недостаток усилий, а не возможностей, приводил к ошибкам в математических задачах, дети научились продолжать стараться, когда задачи становились сложнее. Они решили много задач, несмотря на их сложность. Другая группа беспомощных детей, которые просто вознаграждались за успешное решение простых задач, не смогли лучше решать сложные математические задачи. Эти эксперименты были первым сигналом к тому, что внимание к усилию может избавить от беспомощности и привести к успеху.

Последующие исследования показали, что наиболее упорные учащиеся не теряются в размышлениях над своими неудачами, но думают об ошибках как о задачах, требующих решения. В университете Иллинойса в 70х годах мы вместе с моим студентом Кэрол Динер попросили 60 пятиклассников произнести вслух ход своих мыслей при решении очень сложных задач на распознавание образов. Некоторые ученики реагировали на ошибки, вставая в оборонительную позицию, очерняя свои навыки комментариями вроде “Я никогда не умел хорошо запоминать”, и их стратегии по решению задач теряли свою силу.

Другие в то же время фокусировались на исправлении ошибок и оттачивании навыков. Ученик советовал себе: ”Мне нужно притормозить и попытаться разобраться с этим”. Два школьника вели себя особенно вдохновляюще. Один в момент трудности приподнимался на стуле, потирал ладони, облизывал губы и говорил “Люблю сложности!”. Другой в такие моменты глядел на экспериментатора и одобрительно заявлял “Я надеялся, это будет поучительно!”. Как и ожидалось, ученики с такой склонностью выступили лучше своих товарищей.

Два взгляда на интеллект
Спустя несколько лет я разработал более обширную теорию об отличиях между двумя основными классами обучающихся — беспомощных против ориентированных на совершенствование. Я понял, что эти разные типы учеников не только объясняют свои неудачи по-разному, но и верят в разные “теории” интеллекта. Беспомощные верят, что интеллект — постоянное свойство человека: у тебя есть определенное количество интеллекта, и все. Я называю это “установкой на постоянство”. Ошибки разрушают самоуверенность таких людей, потому что они объясняют ошибки нехваткой возможностей, которую они не могут восполнить. Они избегают сложностей, потому что тогда они делают больше ошибок и выглядят менее умными. Как Джонатан, эти дети избегают усилий из-за убеждения в том, что необходимость работать означает, что они глупы.

Дети с установкой на совершенствование, напротив, думают, что интеллект податлив и может улучшаться учебой и тяжелой работой. Они прежде всего хотят учиться. В конце концов, если ты веришь, что можешь улучшить свой интеллект, ты хочешь заняться именно этим. Поскольку ошибки возникают из-за недостаточности усилий, а не способностей, их можно исправить большим усилием. Трудности заряжают энергией, а не запугивают: они становятся возможностями к обучению. Мы предсказывали, что ученики с “установкой на совершенствование” достигают больших академических успехов и, скорее всего, обгоняют остальных.

Мы проверили эти предположения в исследовании, опубликованном в начале 2007 года. Психологи Лиза Блекуел из университета Колумбии и Кали Тресниевски из Стенфорда вместе со мной наблюдали 373 учеников на протяжении 2 лет во время перехода из начальной школы в среднюю, когда задания становятся сложнее, а оценки суровее, чтобы определить влияние их установок на оценки по математике. В начале седьмого класса мы определили установки учеников, проверив их согласие с утверждениями вроде “Ваш интеллект — это черта, которую вы не можете изменить”. Затем мы определили их убеждения по поводу других сторон учебного процесса и стали наблюдать, что происходило с их оценками.

Как мы и предсказывали, ученики с установкой на совершенствование чувствовали, что обучение было более важной целью в школе, чем получение хороших оценок. Вдобавок они уважали тяжелый труд, считая, что большие усилия в каком-то направлении приводят к совершенствованию навыков в этой области. Они понимали, что даже гениям приходится много работать, чтобы многого достигнуть. Столкнувшись с препятствием в виде плохой оценки за тест, такие ученики говорили, что будут старательнее учиться или попробуют другой способ изучения материала.

Ученики с установкой на постоянство, однако, старались выглядеть умными и не прилагали много усилий к учебе. У них было отрицательное отношение к приложению усилий, ведь они верили, что напряженная работа — признак слабых способностей. Они думали, что человеку с талантом или интеллектом не нужно много работать, чтобы многого достигать. Относя плохую оценку на счет своих способностей, эти ученики говорили, что будут меньше учиться в будущем, постараются избегать этого предмета в будущем и попробуют списывать на будущих тестах.

Такие различия в мировоззрениях очень сильно влияли на результаты работы. В начале средней школы результаты тестов по математике у учеников с установкой на совершенствование были сравнимы с оценками учеников с установкой на постоянство. Но с усложнением задач установка на совершенствование позволяла добиться большего упорства. В результате оценки таких учеников становились лучше, чем у остальных, к концу первого семестра — и разрыв между двумя группами постоянно увеличивался в течении двух лет.

Вместе с колумбийским психологом Хайди Грант я обнаружил сходную зависимость между установками и достижениями в проходившем в 2003 году исследовании 128 колумбийских первокурсников медицинского колледжа — слушателей курса общей химии. Хотя все студенты заботились о своих оценках, большего достигали те, кто считал обучение важным, а не те, кому важнее было показать свои познания в химии. Акцент на стратегиях обучения, усилиях и упорстве для этих студентов вполне окупился.

Убеждение в постоянстве интеллекта также снижает желание людей признавать ошибки или бороться и избавляться от своих недостатков в школе, на работе и в личных отношениях. В исследовании, опубликованном в 1999 году, исследовались 168 студентов, только что поступивших в университет Гонгконга, где преподавание и учебная работа ведется на английском языке. Я и три моих коллеги обнаружили, что студенты с установкой на совершенствование, плохо сдавшие вступительный экзамен по английскому, были намного больше расположены к прохождению корректирующего курса английского языка, чем слабо знающие язык студенты с установкой на постоянство. Студенты, понимающие интеллект как нечто неизменное, заведомо неохотно признавали свои недостатки и потому пропускали возможность исправить их.

Установка на постоянство может схожим образом препятствовать общению и продвижению на рабочем месте, заставляя менеджеров и работников игнорировать или неодобрительно относиться к советам и конструктивной критике. Исследование психологов Питера Эслина и Дона Вандеуолла из Южного методического университета и Гэри Лефема из Университета Торонто показывает, что менеджеры с установкой на постоянство с меньшей вероятностью добиваются или одобряют обратную связь от своих работников, чем начальники с установкой на совершенствование. Предположительно, менеджеры с установкой на совершенствование видят себя «незавершенными» и понимают, что им нужно получать обратную связь, чтобы становиться лучше, а боссы с установкой на постоянство видят в критике разоблачение своей недостаточной компетентности. Считая, что другие люди также неспособны измениться, такие начальники реже учат своих подчиненных. Но после того, как Эслин, Вандеуолл и Лефем разъяснили менеджерам ценность и основы установки на совершенствование, они более охотно учили своих работников и давали им советы.

Установки могут также влиять на качество и продолжительность личных отношений, поскольку влияют на желание и нежелание людей справляться с трудностями. Люди с установкой на постоянство реже, чем с установкой на совершенствование, вскрывают проблемы в своих отношениях и пытаются исправить их. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в 2006 году мною совместно с психологом Ларой Каммрат из университета Вилфрида Лоурье в Онтарио. В конце концов, если вы думаете, что черты характера человека более или менее неизменны, исправление отношений кажется в значительной мере бессмысленным. Люди, которые верят, что люди меняются и растут, напротив, уверены, что сопротивление проблемам отношений приведет к разрешению этих проблем.

Как надо хвалить
Как мы воспитаем установку на совершенствование в наших детях? Один способ — рассказывать им о достижениях, ставших результатами упорного труда. Например, разговоры о гениях-математиках, рожденных с особым складом ума, вырабатывают в детаях установку на постоянство, но описание великих математиков, влюбившихся в математику и добившихся поразительных результатов, развивает установку на совершенствование. Люди также воспитывают установки через похвалу. Хотя многие, а то и большинство родителей полагают, что должны развивать ребенка, не переставая говорить ему, какой он талантливый и умный, наши исследования указывают на то, что эта стратегия ошибочна.

Я и колумбийский психолог Клаудия Мюллер провели в 1998 году исследование среди нескольких сотен пятиклассников, предложив им вопросы из невербального теста IQ. После первых 10 задач, с которыми большинство детей справились неплохо, мы похвалили их. Некоторых мы похвалили за их способности «Ух ты… это действительно классный результат. Ты неплохо соображаешь». Других мы хвалили за усилия: «Ух ты… это действительно классный результат. Ты, должно быть, много старался!».

Мы выяснили, что похвалы интеллекту вызывали установку на постоянство чаще, чем одобрительное похлопывание по плечу за приложенные усилия. Те, кого хвалили за сообразительность, например, боялись сложного задания — они хотели полегче — намного чаще тех, кого хвалили за усилия. (Большинство поощряемых за труд просили сложные задачи, решая которые, они могли бы научиться новому). Когда мы дали всем сложные задачи, превозносимые за интеллект ученики приходили в уныние, сомневаясь в своих возможностях. И их оценки, даже за простые задачи, которые им дали после сложных, были слабее в сравнении с их предыдущими результатами решения таких же задач. Напротив, ученики, восхваляемые за усердие, не потеряли уверенности в себе перед лицом сложных вопросов, и их результаты решения простых задач заметно улучшились после решения сложных.

Создание собственной установки
Вдобавок к воспитанию установки на совершенствование с помощью похвалы за усердие, родители и учителя могут помочь детям, явно наставляя их на то, что мозг — это обучаемая машина. Блеквелл, Тресниевски и я недавно провели семинар для 91 ученика, чьи оценки по математике ухудшались за первый год в средней школе. 48 учеников посещали лишь занятия по предмету, а остальные также ходили на занятия, на которых узнавали про установку на совершенствование и ее применение к школьным занятиям.

На занятиях по установке на совершенстование ученики читали и обсуждали статью под названием «Вы можете вырастить ваш мозг». Их учили, что мозг — это как мускул, который становится сильнее при частом использовании, и что обучение заставляет нейроны мозга обрастать новыми связями. После таких указаний многие ученики стали видеть в себе тренеров своего мозга. Хулиганы и скучающие сидели тихо и записывали. Один особенно буйный мальчик посмотрел вверх во время обсуждения и сказал: «Вы имеете в виду, что я необязательно буду тупицей?».

По ходу семестра оценки по математике у детей, учившихся только предмету, продолжали ухудшаться, а у прошедших тренировку установки на совершенствование начали возвращаться на прежний уровень. Несмотря на то, что учителя не знали о различии двух групп, они сообщили о заметных изменениях мотивации у 27% учеников, ходивших на дополнительные занятия, и лишь у 9% студентов контрольной группы. Один учитель написал: «Ваши занятия уже принесли результат. Л. [наш буйный мальчик], никогда не прикладывавший усилий и частенько не сдававший задание вовремя, один раз поздно лег для того, чтобы успеть завершить задание раньше срока и отдать мне на проверку — чтобы я успела его проверить и дать возможность исправиться. Он получил 4+ (хотя обычно учился на тройки и двойки)».

Другие исследователи повторили наши результаты. Психологи Катерина Гуд в Колумбии и Джошуа Аронсон с Майклом Инзлихтом в университете Нью-Йорка сообщили в 2003 году, что установка на совершенствование помогла улучшить оценки по математике и английскому языку у семиклассников. В исследовании 2002 года Аронсон, Гуд (тогда студент Техасского университета в Остине) и их коллеги обнаружили, что студентам колледжа начинала больше нравится учеба в школе, они больше ценили ее и получали лучшие оценки после прохождения обучения, воспитывающего установку на совершенствование.

Мы поместили этот курс в интерактивную программу, названную «Мозгология» (Brainology), которая будет широкодоступна в середине 2008 года. Шесть ее модулей рассказывают ученикам про мозг — что он делает и как заставить его лучше работать. В виртуальной лаборатории мозга пользователи могут нажимать на области мозга, получая описание их функций, или на нервных окончаниях, наблюдая за формированием связей в процессе обучения. Пользователи могут также рекомендовать виртуальным ученикам задачи для того, чтобы учиться справляться со школьными трудностями; кроме того, пользователи ведут онлайн-дневник учебной практики.

Обучение детей таким знаниям — это не только ухищрение для того, чтобы заставлять их учиться. Люди действительно отличаются по интеллекту, таланту и возможностям. И все же исследования приводят к заключению о том, что великие достижения, и даже то, что мы называем гением, обычно является результатом многих лет страсти и самоотрешенной работы, а не естественным следствием дара. Моцарт, Эдисон, Дарвин и Сезан не просто были рождены талантливыми; они взращивали его усиленным и продолжительным трудом. Точно так же усердный труд и дисциплина намного больше помогают в учебе, чем IQ.

Такие уроки применимы почти ко всем стараниям человека. Например, многие молодые спортмены ценят талант больше усердной работы и из-за этого становятся необучаемыми. Также люди не достигают многого на работе без постоянной похвалы и воодушевления для поддержания своей мотивации. Если мы воспитываем установку на совершенствование дома и в школах, мы дадим нашим детям инструменты для достижения успеха в своих целях и становления их как лучших работников и граждан.

PS. Лично мне очень понравилась эта статья, я, как и многие другие, узнал в себе Джонатана, но призываю с осторожностью относиться к понятию «установка на совершенствование». Воспитание этой установки вполне может привести к перегибам; ребенок не будет счастлив в жизни. В конце концов, задача воспитания — не научить детей зарабатывать в два раза больше денег, а научить их реализовывать свои желания, свой внутренний потенциал, и чаще получать кайф от реализации своих идей и желаний — сильнейший и позитивнейший из наших внутренних наркотиков.

Главное не заставлять ребенка именно стараться. «Я стараюсь» — очень деструктивное высказывание. Оно может поместить человека в сценарий «старания». Только обычно это старание ничем не завершает. Поскольку в самом сценарии не заложен конечный результат (например «я сделаю»), а лишь сам процесс достижения. Так можно стараться всю жизнь)

очень многие студенты сталкиваются с трудностью сдачи экзаменов в универе, в особенности те, которые в школе уделяли на домашние задания не более получаса и никогда не читали теорию и сдавали ее на уроках на «4» и «5». Поступив в высшее учебное заведение, а еще и зачастую поселившись в общежитие %).Эти студенты поначалу понимают ту же школьную программу, не стараются изучить чего то новое… и от скуки в учебе познают мир, который открылся им в свободе от родительского контроля и в компании многих новых друзей.На экзаменах таким студентам бывает очень очень плохо…

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>