Раннее развитие детей – лучшие методики

Раннее развитие детей – лучшие методики

Главная задача каждого родителя – вырастить счастливого ребенка и помочь ему раскрыть имеющийся потенциал. У малышей уже с рождения существуют определенные предпочтения, склонности и таланты. Маме и папе важно поддержать чадо в их совершенствовании, научить взаимодействовать с окружающим миром.

Особенности развития детей раннего возраста
Мозг и нервная система ребенка до 3-х лет прогрессируют быстрее, чем у гениального взрослого. За указанный период маленький человек получает около 80% информации, а остальные 20% – на протяжении оставшейся жизни. На данном этапе происходит образование нейронных связей и становление характера. По этой причине развитие и воспитание детей раннего возраста считается важнейшим элементом всей педагогической системы. В первые 36 месяцев с момента рождения кроха осваивает следующие навыки:

речевые;
двигательные;
зрительные;
тактильные;
слуховые.
Правильное развитие детей раннего возраста является залогом формирования корректных социальных способностей и эмоциональных реакций. Если сразу определить индивидуальные особенности малыша и его сильные стороны, легко воспитать полноценную и самостоятельную личность. Важно не давить на ребенка, пытаясь реализовать собственные ожидания, а помочь ему раскрыть потенциал и природные таланты.

Методики раннего развития детей
Существует много подходов к рассматриваемому вопросу, большинство известных психологов и педагогов разрабатывают уникальные обучающие системы. Самые популярные методики развития детей раннего возраста:

Монтессори. Суть воспитания заключается в максимальной самостоятельности малыша. Ребенок по желанию, заинтересованности и настроению выбирает род своего занятия и его продолжительность. Роль взрослых в описываемой методике – мудрый и ненавязчивый наставник.
Домана. Педагог предлагает начинать раннее развитие детей сразу после рождения. Способ обучения состоит из 2-х этапов – формирование нейронных связей через примитивные действия (сидение, ползание, ходьба) и активизация интеллекта с помощью специальных карточек. Похожий вид – методика Зайцева (кубики).

Штайнера (Вальдорфская педагогика). Натуралистический подход к процессу воспитания. Ключевой принцип – соответствие учебных нагрузок возрастным возможностям. Считается, что до 7-ми лет у детей отсутствует абстрактное мышление, поэтому малыши познают мир через бытовые занятия, танцы и музыку, сказки и общение. Просмотр телевизора, компьютерные игры, фабричные игрушки исключаются.
Лупан. Упрощенный вариант методики Домана. Суть подхода в спонтанности, обучение всегда и везде. Родителям предлагается постоянно общаться с малюткой, начиная с первых дней появления на свет. В дальнейшем необходимо поместить надписи крупными буквами рядом с соответствующими им предметами (стул, зеркало, шкаф и стол). Полезно сочинять истории или сказки о самом ребенке, вклеивать в такие домашние книжки его фотографии.
Никитиных. Основная позиция методики – гармония интеллектуального и физического развития крохи. Данный подход к воспитанию почти идентичен педагогике Монтессори, но в качестве дополнительного компонента включены спортивные занятия с малышом, активные игры на улице и регулярное закаливание. Внимание уделяется рациону ребенка, который должен состоять из легкоусвояемой и богатой витаминами пищи.

Диагностика развития детей раннего возраста
Чтобы подобрать малютке корректный педагогический подход, важно сначала оценить его базовые способности. Раннее развитие ребенка до года предполагает наличие следующих навыков:

рассматривать контрастные узоры и картинки;
понимать жесты («пока», «нельзя») и подражать им;
реагировать на звуки и голоса, имитировать их;
хватать и удерживать предметы пальцами;
жестами, мимикой или звуками пытаться получить желаемое.
В процессе взросления перечисленные умения совершенствуются и прогрессируют. Раннее развитие детей с 1-го года до 3-х лет включает такие действия:

ходить, избегая препятствий;
показывать картинки или предметы, части тела;
узнавать вещи, животных по рисунку;
помнить несколько цветов;
танцевать;
выполнять действия по просьбе;
понимать разницу между большим и маленьким, тихим и громким;
узнавать себя в зеркале, на фотографиях;
подражать голосам зверей;
выбирать свою одежду;
понимать более 100 слов;
называть предметы, людей, животных, части тела;
сортировать;
рассказывать истории;
собирать разрезные картинки;
подпевать.

Психологи и педагоги не дают четких инструкций по выбору методики воспитания и ее интенсивности. Развитый ребенок – счастливый и радостный, ему интересно и приятно познавать окружающий мир и взаимодействовать с его элементами. Не следует пытаться вырастить индиго или гения, у каждого малыша собственный путь взросления и способы получения знаний. Специалисты советуют просто следить за реакцией крохи на разные подходы, подбирать максимально комфортные методики и комбинировать их.

Сенсорное развитие детей раннего возраста
Первое, с чем сталкивается новорожденный малыш – это вкусовые, зрительные, слуховые и тактильные ощущения. В этом и заключается познавательное развитие детей раннего возраста. Помочь ребенку освоить необходимые навыки и установить правильные связи между свойствами предметов легко:

давать рассматривать свое лицо;
повесить над кроваткой яркие игрушки и плакаты с простыми контрастными картинками;
разговаривать с малюткой, употребляя слова «большой», «высокий», «маленький», «низкий» и аналогичные сравнения;
показывать цвета и называть их;
включать музыку, играть на инструментах и петь, шуршать, звенеть колокольчиками;
предлагать потрогать разные поверхности – шершавые, мягкие, липкие, холодные, колючие и теплые.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
По мере взросления кроха учится владеть своим телом, особенно руками и пальчиками. Развитие мелкой моторики у детей осуществляется максимально простыми способами:

делать массаж ладошек;
предлагать мешочек с фасолью, рисом или гречкой, предметы с ребристой поверхностью;
заниматься «пальчиковыми» играми;
стимулировать хватательный рефлекс, вкладывать в ручку свой палец и тянуть;
давать ложку во время еды.
Развитие речи детей раннего возраста
Начальная стадия описываемого этапа – подражание окружающим людям и звукам. Не надо просить кроху что-то произнести, лучше просто с ним общаться на максимально примитивном уровне. Речевое развитие детей раннего возраста осуществляется следующим образом:

мычать, тянуть гласные звуки (а, у, э);
повторять слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, да-да-да);
корчить рожицы, глядя с ребенком в зеркало;
давать малышу подуть в свисток, дудочку;
много разговаривать с крохой, рассказывать ему истории и стишки, петь вместе.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>