Мультфильмы как лекарство против страха

Мультфильмы как лекарство против страха

Вы знаете, сколько страхов бывает в норме у дошкольников и младших школьников? 9-12 нормативных. Взрослый человек боится лишь реальной угрозы, но дети еще не обладают достаточным опытом и боятся всего, что для них ново и непонятно. Однажды наступает момент, когда вы вдруг понимаете, что страхи вашего ребенка связаны с объектами, привычными для взрослых: декоративная ветка в вазе или «тетя» в белом халате, пылесос или вода. Умножает число детских страхов и участие в карнавале «страшилок» во время Хэллоуина, где добрые персонажи отсутствуют, а сказка всегда страшная. Фантазии малышей подбрасывают им такие страхи, что взрослым предстоит нелегкая борьба с детскими «придумками». Какие средства помогут родителям в противостоянии со страшилками в шкафу и под кроватью? Могут ли добрые книги и мультфильмы помочь побороть детские страхи и как разговаривать с детьми, чтобы они перестали бояться, выясняем на MedAboutMe в преддверии Хэллоуина.

Если провести «страх-исследование» и проанализировать все фобии, с которыми сталкиваются люди на протяжении жизни, то выяснится, что период максимального появления страхов (до 95%) приходится на 4-х или 5-летний возраст. Возникновение их именно в это период связано с развитием центральной нервной системы и работой мозга ребенка, максимальным изменением эмоциональной сферы. Причиной может стать практически все: темнота, одиночество, животные или насекомые, выдуманные «бабайки». У каждого человека в детстве были свои страхи. Многие переживания уходят с возрастом, а с теми, что не желают уходить, поможет справиться грамотный подход родителей.

Наверное, нет такого человека, который забыл свои детские, леденящие душу, страхи. Почему детям так тяжело их переносить? Потому что окружающий мир не так хорошо знаком ребенку, как взрослым. А еще многие дети боятся говорить о своих страхах из-за того, что окружающие могут высмеять их или просто не понять. Ведь то, что для взрослого не имеет никакого значения, для ребенка может значительно осложнить жизнь. Условия, в которых дети растут и развиваются, также влияют на характер страхов. Часто дети, лишенные возможности посещать детский сад и постоянно общаться со сверстниками, испытывают страх сильнее, чем дети, которые постоянно общаются друг с другом, играют и избавляются от большинства возрастных страшилок во время общения, учатся преодолевать испуг.

Что делать, если родители заметили, что ребенок стал беспокойным, замирает с гримасой страха на лице и ведет себя тревожно. Ведь не каждый малыш и не в каждой ситуации расскажет о своем страхе. Во-первых, внимательно наблюдайте, как он ведет себя и что делает, когда боится. Во-вторых, ни в коем случае не стоит кричать, смеяться и ругать ребенка. Попытайтесь мягко выяснить, что именно вызывает у него страх. Задавая вопросы, не спровоцируйте появление дополнительных страхов. В-третьих, возможно, что малыш просто привлекает к себе внимание, а страхов и нет как таковых. Он действует по принципу: закричу, а мама прибежит ко мне, погладит по головке, почитает, даст конфету. Подобная демонстративность свидетельствует о недостатке общения или внимания, но не о страхах. Взрослым нужно относиться с пониманием к детским страхам. Не отмахиваться, а четко проговаривать их, поддерживать ребенка и искать способы преодоления страхов.

Психологические проблемы взрослых «родом из детства». Незамеченные взрослыми детские фобии, благополучно перебираются во взрослую жизнь и существенно ее осложняют. Своевременная работа по избавлению от страшилок предполагает комплекс мероприятий, где важное место занимает анимация. Помочь любимому чаду перерасти страх, чтобы он не «привязался» к нему надолго, можно с помощью простых действий: обсудить, что беспокоит; поддержать, а не отмахнуться; нарисовать вместе с ребенком смешной рисунок страха; придумать рассказ в рисунках; посмотреть вместе мультфильм. Совместный просмотр «помогающих» мультиков дает родителям возможность обсудить возникшие страхи и на примере анимационных персонажей, во время разговора о поступках героев (или антигероев) оценить поведение детей. Дети, сравнивая себя с героями сказочных историй, определяют свое состояние, сравнивают себя с персонажами, сопоставляют свои действия и реакции с тем, что видят на экране. Мультфильмы можно подобрать заранее, сгруппировав их соответственно возрасту ребенка. «Маленькие» страхи Малыши до четырех лет боятся многого: громких, резких, непонятных звуков или, наоборот, тишины; долгого отсутствия мамы; темноты или движущихся теней на стенах и потолке; «того, кто живет под кроватью».

Серии мультфильмов о «Деревяшках», т. е. о сказочных героях, живущих в деревянных домиках. Все герои мультиков сделаны из дерева, живут в одном сказочном городке и встречаются каждый день. Они дружелюбны, жизнерадостны, любознательны. С их помощью малыш узнает, как не бояться больших луж и внезапного дождика (поможет избавиться от омброфобии, т. е. страха попасть под дождь), узнать, что прячется в больших коробках и как не бояться шуршащих листьев. Мультрассказ о «Ми-ми-мишках» поможет детям не бояться гаджетов, потому что бурый мишка Иннокентий их обожает и умеет с ними обращаться, а мишка Белая Тучка любит природу и не боится собирать грибы и ягоды в лесу. Проделки «Каспера» и «Кентервильского привидения» помогут изжить спектрофобию (боязнь призрачных существ). Обсудите с детьми поведение призраков в мультфильме, объясните им, что дружелюбный Каспер не хочет причинять зла людям и если ребенку показалось, что под кроватью или в шкафу поселилось привидение, то нужно поговорить об этом с мамой и не бояться. Исключительно полезен рисованный рассказ, созданный по сказке Рори Тайгера о том, как «Храброму Тяпе» пришлось обследовать дом, чтобы избавиться от ночных страхов и понять происхождение непонятных ему звуков.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>