Контроль за рождаемостью: чего хотят женщины?

Контроль за рождаемостью: чего хотят женщины?

Более 200 лет назад, задолго до появления современных средств контрацепции, 10 мая 1800 года на свет появился Чарльз Ноултон (Charles Knowlton) — будущий врач, атеист и популяризатор «безопасного секса». Его идеи о контроле за рождаемостью при помощи контрацепции казались общественности XIX века оскорбительными, возмутительными и неприемлемыми. Но время показывает, что Ноултон был прав — хотя и в весьма неожиданном смысле, в некотором роде даже противоречащем его идеям.MedAboutMe разбирался в вопросах контроля за рождаемостью граждан и выяснял, какие методы сегодня действительно работают — и работают ли вообще.

Надо отметить, что массовая пропаганда контрацепции во времена Ноултона только-только начиналась, чему в значительной степени способствовали идеи англичанина Томаса Мальтуса. Последний разработал целую демографическую теорию о грядущем перенаселении планеты. По его мнению, бесконтрольно размножающееся человечество неминуемо попадет в так называемую «мальтузианскую ловушку» — это когда население множится в геометрической прогрессии, а масштабы производства продуктов питания — только в арифметической.

Мальтус, будучи человеком религиозным, предлагал гражданам воздерживаться от половых контактов, дабы спасти человечество от возможной катастрофы. Применение противозачаточных средств Мальтус отрицал. Но его менее религиозные современники, в том числе и доктор Ноултон, считали, что основным способом ограничения рождаемости должна стать именно контрацепция.
Активность сторонников ограничения рождаемости привела к тому, что в начале XX века в Лондоне появился Национальный совет по семейному планированию, а в Нью-Йорке — Лига контроля над рождаемостью, на базе которой позже была создана Американская федерация планируемого родительства. Эти организации вели пропаганду применения контрацептивных средств, а также выступали за легализацию абортов. В середине XX века на средства крупных бизнесменов была создана Международная организация планирования семьи, которая быстро обзавелась филиалами во многих странах мира.

На фоне бэби-бума 1960-х годов в США страсти по грядущему перенаселению вспыхнули с новой силой. Неомальтузианцы заговорили о «бомбе перенаселения» и расширили тему за счет вопросов экологии. В 1972 году был опубликован быстро ставший знаменитым доклад «Пределы роста», подготовленный Д. Медоусом и его группой ученых. Доклад был посвящен политике сдерживания рождаемости в слаборазвитых странах для выхода их из «круга нищеты».

Именно в те годы Китай и Индия разворачивают государственную политику «одна семья — один ребенок». По данным экспертов, китайская программа позволила предотвратить рождение 400 млн детей. В Индии в рамках программы по контролю численности населения только в 2011-2014 годах были стерилизованы 200 тысяч представителей сильного пола и почти 8,6 млн женщин. Надо отметить, что действия властей в Индии были не столь жесткими, как в Китае. Несмотря на различные ограничения, численность населения страны с 1970-х годов по наше время выросла с 0,5 до 1,3 млрд человек.

А потом оказалось, что перенаселение миру не грозит. Потому что если в слаборазвитых странах рождаемость, даже при условии контроля со стороны государства, оставалась достаточно высокой, то в развитых странах и государствах-флагманах, демонстрирующих сильную экономику и прекрасные условия для своих граждан, рождаемость начала стремительно сокращаться. И где-то с 1980-1990-х годов власти развитых стран с ужасом констатировали прогрессирующее уменьшение численности населения и стремительное падение желания обзаводиться детьми со стороны даже обеспеченных граждан.В 1991 году, по данным экспертов ООН, уже в 20 странах из имеющихся 174 детей рождалось слишком мало. В 74 из общего числа стран с рождаемостью был все хорошо, а в 80 она оценивалась, как завышенная. Однако, по данным эксперта в области востоковедения, профессора А.Ланькова, сегодня даже в беднейших странах Африки и в Индии рождаемость снижается. Причем в последней показатели рождаемости сегодня лишь немногим лучше, чем в России.

Пока политики ломали копья и спасали человечество, население пыталось подстроиться под указы властей всеми возможными путями. Религиозные институты оказались не в силах до такой степени влиять на общество, чтобы свести естественную жажду человека к половым контактам к нулю. Поэтому власти попытались регулировать другие методы, непосредственно влияющих на рождаемость: контрацепцию и аборты. И на этом месте возникает, казалось бы, логичное предложение:
Ограничить контрацепцию, чтобы женщины размножались все больше и больше.
Запретить аборты, чтобы, зачав, женщина безоговорочно рожала.

Конечно, рождаемость в стране зависит не только от доступности и качества контрацептивов или абортов. Например, до 1920-х годов в России большое количество детей было выгодно, так как влияло на размер земельного надела. И на первом месте тогда по количеству находились семьи размером от 4 до 6 человек. На втором — семьи до 10 человек. В совокупности такие ячейки общества составляли до 75% всех семей. Но если раньше дети были потенциальными работниками и помощниками, то сегодня дети, по словам ученых, больше нужны для удовлетворения эмоциональных потребностей их родителей. А для этого достаточно 1-2 детей.

Другой значимый фактор — отношение к браку. В те же 1920-егоды более 70% брачующихся мужчин и более 80% выходящих замуж женщин были младше 24 лет. При этом разводы были редкостью, а внебрачные дети появлялись на свет нечасто. Для сравнения: в первые месяцы 2018 года на 100 браков было зарегистрировано 92 развода.Наконец, играют роль и вопросы материального плана — где жить и на что растить… Впрочем, даже в отношении прямых методов влияния на рождаемость статистика утверждает, что все не так просто.

Аборт, несмотря на совершенствование средств контрацепции, все еще остается довольно популярным методом регулирования рождаемости. Только половина женщин, которые обзаводятся ребенком, ни разу не делали аборт. При этом четверть населения планеты живет в странах, где аборты запрещены, чуть более 60% — в странах, где аборт является обычной медицинской услугой, а остальные могут сделать аборт при соблюдении определенных условий.

Наглядным пособием влияния абортов на рождаемость является Советский союз. В течение прошлого века наша страна успела разрешить аборты, запретить и снова разрешить с определенными ограничениями.

Итак, РСФСР стала первой страной, которая законодательно разрешила аборты еще в 1920 году, но с 1936 по 1955 год снова был введен запрет на эту процедуру, кроме абортов по медицинским показаниям. Статистика показывает, что положительный эффект от криминализации абортов в виде сокращения их числа и увеличения рождений был весьма кратковременным. Уже с 1937 года число абортов начало расти, причем значительная часть из них оставалась вне статистики, так как проводилась нелегально. Как следствие, стремительно выросла смертность среди женщин, решившихся на аборт, а также уровень инфантицида.

Ситуация значительно улучшилась в конце 1990-х, когда в страну хлынули качественные средства контрацепции в достаточных объемах, чтобы обеспечить ими всех нуждающихся. Так, еще в 1998 году в России было сделано 4,6 млн абортов, а в 2003 году этот показатель сократился в три раза — до 1,7 млн. В последние годы число абортов в России продолжается снижаться и сегодня составляет около 1 млн случаев в год.

Итак, удалось ли за счет запретов на аборты повысить рождаемость? Увы, нет. Скорее, был достигнут обратный эффект. Прямой запрет на аборты привел к тому, что женщины стали обращаться к подпольным врачам. Увеличилось число осложнений, случаев развития бесплодия после таких процедур. Таким образом, метод ограничения абортов не может считаться эффективным способом контроля над рождаемостью.

В последние 10 лет рождаемость в нашей стране неуклонно снижается. В прошлом году, согласно данным Росстата, этот показатель был ниже на 11% по сравнению с 2016 годом. Во многом это результат спада рождаемости в 1990-х годах. Вдобавок, по прогнозам экспертов, в ближайшие 15 лет число россиянок детородного возраста уменьшится на 28%. Так что количество рождений в лучшем случае останется на прежнем уровне, а в худшем продолжит снижаться, чтобы достигнуть очередного минимума.

При этом глава Центра демографии и экологии человека А.Г. Вишневский уверен, что между ростом популярности контрацепции и снижением рождаемости нет выраженной связи. Так, по его словам, сегодня показатели рождаемости в России примерно такие же, как в Германии. Однако доля абортов в нашей стране на порядок (в 10 раз) выше, чем у немцев.

Врачи подчеркивают, что контрацептивы третьего поколения — эффективны и безопасны. Максимум через 3 месяца после начала их приема организм полностью адаптируется к гормональной подпитке и различные побочные эффекты исчезают. Современные препараты дают женщине возможность на более тонком уровне регулировать свою семейную жизнь. И в этом плане контрацепция не только не снижает рождаемость, но, напротив, способствует ей. Потому что ребенок желанный, запланированный, зачатый здоровой женщиной, чей организм не сталкивался с абортами — это повышенная вероятность того, что он вырастет здоровым человеком.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>