Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание.

Задачи экологического образования
Перед экологическим образованием стоят три главные задачи:

формирование верных представлений о существующих в природе взаимосвязях;
воспитание отношения к природе, как к общему человеческому дому, восприятия себя, как части природы;
формирование системы навыков взаимодействия с природой, экологически целесообразного поведения.
Дети в процессе экологического воспитания многому радуются и удивляются, их восхищает мир природы, раскрывающийся перед ними. Свои впечатления от увиденного дети очень часто выражают в своих рассказах или рисунках. Поэтому в детских садах занятия по экологии часто совмещаются с изобразительной деятельностью, благодаря чему намного быстрее происходит «экологизация» дошкольников. Дети лучше закрепляют экологические представления, когда переносят свои наблюдения в виде рисунков на бумагу.
Рост экологической культуры учит детей больше ценить мир животных и растений. Также у них растёт познавательная активность, направленная на получение сведений об окружающем их мире.

Когда стоит знакомить ребенка с понятием экологии?
С самой экологией, как наукой, дети знакомятся в школе, где есть соответствующая учебная дисциплина. Кому-то, возможно, покажется, что преждевременно развивать у дошкольников экологические представления, что их возрастные возможности ещё недостаточны для этого. Но психологи и педагоги считают дошкольное детство таким периодом, при котором основы мировоззрения личности активно формируются, в том числе его отношения к себе, окружающим людям и миру. Поэтому именно в этот период важно создать такие условия, чтобы у ребёнка возникло понимание взаимосвязанности всего в природе.
Нынешним дошкольникам придётся жить в быстро меняющемся мире, в котором всё больше будет страдать экология. И преодоление экологического кризиса, а, может быть, и даже спасение жизни на планете будет зависеть от социальной активности и экологической грамотности подрастающего поколения. Поскольку именно в дошкольном возрасте малыш начинает приобщаться к миру природы, разнообразию её форм и красок, то именно тогда и следует формировать его первые представления об экологии, прививать ему любовь и бережное отношение к окружающему живому миру, частицей которого является и человек.

Как научить ребенка правильному понятию экологии?

В период дошкольного детства начинает складываться эмоциональная сфера ребёнка. В этом возрасте он отзывчив и чуток, сильно сопереживает героям мультфильмов и сказок. Сочувствие подталкивает его помочь кому-либо, неважно, плачущему сверстнику или хромой кошке. Но сочувствие больному животному необязательно выльется в формирование экологического сознания – ребёнок, любящий своего домашнего котёнка вполне способен швырнуть камень в бездомного, поскольку ему много раз говорили, что тот котёнок грязный и наверняка имеет блох. В этом случае у малыша формируется следующее мировоззрение: чистота должна быть только дома и достойна иметь место под солнцем лишь его кошка (попугай, собака и т. д.). Подобное мировоззрение прививается родителями, которые, только выйдя за домашний порог, сразу же забывают о соблюдении чистоты вокруг, и, побывав на пикнике в лесу, оставляют после себя кучи мусора и даже способны развлечения ради поджечь муравейник.
Не так-то просто воспитывать у детей чувство причастности к природе, научить их относиться к планете в целом и всему живому на ней, как к непреложным ценностям. В такой ситуации совокупность знаний о законах существования природы и декларативные призывы к её охране окажутся бесполезными. Здесь требуется найти баланс между наличием знаний о природе и воспитанием эмоционального к ней отношения. Если ребёнку неизвестно, что происходит вне его жилища и детского сада, то у него просто не может сформироваться никакого отношения к окружающему миру.
В 5-6 лет у малыша значительно расширяется круг познавательных интересов. На большой мир он смотрит зачарованно, ему всё интересно, отсюда и множество «почему?». Наличие подобных вопросов говорит о том, что малышу интересны не только сами объекты, но и связь этих объектов или явлений внешнего мира. Помимо этого формируется отношение ребёнка к окружающему. В дошкольный период у детей развиваются синтетические виды восприятия времени и пространства, творческое воображение, наглядно-образное мышление – в большей степени их формирование зависит от воспитания и условий их жизни. В процессе практической и игровой деятельности ребёнка в случае регулярного ориентирования на существенные признаки жизненных проявлений живых организмов ему открывается как внешняя видимость природных явлений, так и простейшие функциональные и причинные связи между ними. В результате у ребёнка появляется чувственное познание природы, важность которого существенна не только для текущего его возраста, но и для последующей взрослой жизни.
Кроме того, в дошкольный период у детей наблюдается также активное социальное развитие, подпитываемое его взаимодействием с окружающими сверстниками и взрослыми людьми. Во время этого процесса малыш усваивает традиции, ценности, общественную культуру и культуру того социума, где ему предстоит жить. Он учится следовать установленным правилам поведения и общественным нормам. Но чтобы экологическое воспитание не ограничило своё влияние только детскими годами, а продолжало его и во взрослой жизни, необходимо, чтобы в этот процесс было вовлечено не только привитие положительного эмоционального отношения к свежему воздуху, чистой воде и солнцу, животным и растениям, но также таких норм поведения, которые бы не наносили вреда живым существам, готовности сберегать и восстанавливать природу.

С чего начинать формирование у дошкольников экологических представлений?
У наших детей нужно поменять модель восприятия мира на более экологически верную ориентацию. Изначально здесь не должно быть предпосылки о человеке – царе природы, по своей воле управляющему ею. Homo sapiens – лишь один из многочисленных видов животных, которые должны жить в согласии на планете. Во многом он превосходит соседей, но в чём-то и уступает им: медведь сильнее, лошадь быстрее, орёл зорче, поэтому человеку не следует слишком заноситься. Экологическая этика учит, что в нашем мире нужны любые организмы, у каждого есть одна и та же задача – сохранить и продолжить свой род, поэтому все они достойны уважения. Если у детей закладывать эти новые представления, то позже они станут традицией, помогут увеличить продолжительность жизни, уменьшить число экологических катастроф, что даст человечеству шанс дольше просуществовать на планете.
Детей нужно познакомить с самой нашей планетой, рассказать, как она образовалась, какие на ней существуют формы жизни. Они должны получить ясное представление об особенностях и разнообразии фауны и флоры. Дети любят, когда им что-то рассказывают, но с большим удовольствием знакомятся с иллюстрированными книжками. Поэтому для более эффективного формирования экологических основ им лучше показывать энциклопедии с картинками всевозможных животных и растений. Материал в таком виде, когда есть возможность наглядно представить многообразие природы, проще усваивается детьми.
В уголках природы дети могут наблюдать за ростом растений. Также можно наблюдать и во время прогулок, обращая внимание детей на изменчивость природы. Времена года сменяют друг друга, благодаря чему трава и цветы весною вырастают, а к зиме погибают. Если же безразличные к природе люди будут рвать растения, жечь траву, ломать ветки без всякой надобности, то растение погибнет задолго до наступления зимы. То есть, если растения не беречь, то они начнут вымирать, а ведь они являются источником свежего воздуха. Всё это необходимо донести до сознания каждого ребёнка.

Экологические игры для дошкольников
Экологические игры занимают особое место в процессе ознакомления с природой. В дидактических играх ставятся задачи, решая которые, дети учатся вычленять в предметах и явлениях отдельные признаки, сравнивать и классифицировать их, группируя по общим признакам. Ребёнок учится рассуждать, обобщать, делать выводы, тренируя свою память, внимание и восприятие. Для решения игровой задачи малышу часто необходимо объяснять свои действия, что помогает развитию его речи. С помощью дидактических игр дети учатся применять полученные знания в иных условиях, при этом у них активизируются многие умственные процессы, прививаются навыки совместной игры. С помощью игр дети могут манипулировать природными объектами, сравнивать их, выискивая отличительные внешние признаки.

«Пищевые цепочки водоёма»
Целью игры является закрепление знаний о том, кто кого ест в водоёме. Воспитатель показывает детям фигурку жителя водоёма и просит детей подобрать те объекты, которым служат для него кормом. В результате должны появиться цепочки:

червячок – рыбка – чайка;
комар – лягушка – цапля;
ряска – малёк – хищная рыба;
водоросли – улитка – рак.
«С чем нельзя ходить в лес?»
Эта игра должна закрепить правила поведения в лесу. Воспитатель выкладывает на стол картинки, где изображены:

топор;
ружьё;
магнитофон;
сачок;
велосипед;
спички.
Дети должны объяснить, почему эти предметы нельзя брать в лес.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>