Как понять, что ребенок играет: 5 признаков настоящей игры

Как понять, что ребенок играет: 5 признаков настоящей игры

Настоящая детская игра выглядит так
«Прыгай в лодку! — зовет Джордана. — У нас экстренная ситуация, надо спешить!»

Майкл и Рейна залезают в деревянную лодку.

«Я — доктор. У меня шприцы», — говорит Рейна.

«А у меня лекарства», — добавляет Майкл.

«Мне не нравятся гадкие лекарства», — замечает Джордана.

«Они тебе помогут», — убеждает доктор Рейна.

Дети раскачивают лодку из стороны в сторону, будто плывут, пока один из четырехлетних пассажиров не заявляет, что они уже приплыли. «Нет, нет, еще рано!» — кричит Майкл, и остальные соглашаются, что нужно погрести веслами еще немного. Вскоре они прибывают на место.

«Вон там больная собачка», — Джордана показывает на мягкую игрушку на полу. Все трое выбираются из лодки и спешат к игрушечной собаке, которой требуется их помощь.

«Давайте сделаем для нее кровать», — предлагает Джордана и протягивает стоящим рядом друзьям кубики.

«Можно я помогу?» — спрашивает Ния, включаясь в игру.

«Да, нам нужны помощники», — отвечают друзья.

Кровать из кубиков разваливается, но в конце концов детям удается осуществить задуманное. Мягкую игрушечную собаку укладывают на постель лечиться.Оживленная, тщательно продуманная игра воспро¬изводит фрагменты взрослой жизни, свидетелями которых стали дети; при этом они чувствуют себя очень значимыми.

Эти дети полностью сосредоточены на происходящем вокруг, они используют все, что попадается под руку, чтобы порадовать себя, копируя язык и повторяя фразы взрослых, с которыми общаются каждый день, имитируя их поведение и обучаясь делать многое самостоятельно. Эти дети, которым всего по четыре года, научились взаимодействовать друг с другом, договариваться о разделении ролей и работать сообща.Не существует единого определения игры, но есть ряд общепризнанных характеристик, объединяющих все детские игры.

Во-первых, когда дети играют, они получают от этого удовольствие. У них счастливый вид, им хорошо, спокойно, а иногда они полны воодушевления.Во-вторых, дети полностью погружены в происходящее. Они внимательны, им интересно, и их нелегко отвлечь от того, чем они занимаются. Они естественным образом вовлечены в то, что делают, — им не требуются ни поощрение, ни указания, их не нужно заставлять что-либо делать. Они хотят играть просто ради удовольствия от самой игры.

Вас может удивить, что такое приятное занятие можно назвать обучением. Активная вовлеченность в процесс, подпитываемая удовольствием, становится основой для внимания и целеустремленности, которые понадобятся вашему ребенку во время учебы в будущем.

В-третьих, стремление играть присуще ребенку от рождения. Различные факторы могут его мотивировать на это: новизна, свежий взгляд на нечто уже известное, овладение знакомыми предметами в совершенстве (вспомните, как часто ваш ребенок многократно выполнял одно и то же действие), потребность в эмоционально окрашенных действиях. Хотя мотивация исходит от самого ребенка, взрослые обеспечивают ему безопасность, поддерживают его или помогают во время игры, если это ему необходимо.

Кто устанавливает правила игры?
В-четвертых, играющие дети не зависят от правил, установленных кем-то извне. Во многом мир детской игры существует за пределами мира взрослых. Когда расцветает воображение, возможно почти все, а детская логика отличается от нашей.

Дети способны выстраивать собственную логику или правила игры, но они не всегда ориентируются на правила, установленные взрослыми, и не стремятся им следовать. Сегодня правила такие, а вчера были другие.Понаблюдайте за играющими малышами. В их игре правила устанавливаются, согласуются, изменяются и подвергаются новому обсуждению, даже если такие правила кажутся взрослым нелепыми.

Милли держит в руках мяч и отказывается его бро¬сать. Ларсон кричит ей: «Надо бросать. Такие правила. Бросай!». Милли отвечает: «Сначала надо стоять и держать. Я держу его. Он у меня, поэтому мне решать, когда надо бросать». «Хорошо, — соглашается Ларсон. — Тогда я тоже буду его долго держать, когда он будет у меня».

В свободной игре правила тоже плавающие. Реа играет роль мамы и заявляет: «Ты не можешь взять все кубики. Только у мамы все кубики». Айша не согласна: «Я — малышка. А малышке тоже можно забрать все кубики».Но свобода от внешних правил не означает их полного отсутствия. Дети устанавливают свои правила, распределяют роли, выстраивают отношения: решают, кого брать в игру, как будет развиваться ее сюжет и как при этом нужно себя вести. Игроки придумывают правила и принимают соглашение по этому поводу, и это подразумевается само собой.

Время наводить порядок, и тут появляется разносчица пиццы. «Кто заказывал пиццу пепперони?» — кричит Тексейра, когда несет кубик на место.»Я заказывал», — Ашук забирает у Тексейры кубик и водружает его на полку. Он отвечает за то, чтобы уложить кубики на место, и аккуратно складывает «пиццу» одну за другой в соответствии с размером.Вскоре и другие дети начинают приносить «пиццу», они передают кубики Ашуку, и каждый громко кричит через всю игровую комнату: «Кто заказывал сырную пиццу?». «А вот еще пицца!»Дети распределили роли и выработали правила, чтобы у них получилась ролевая игра. Сами по себе их действия направлены на то, чтобы навести порядок в комнате, а придуманные роли увлекают их и становятся основой для игры.

Чем игра отличается от работы и учебы
Наконец, когда дети играют, они концентрируют внимание на процессе или на выполнении какого-то действия, а не на цели и не на результатах. Вот почему игра — это игра, а работа — это работа. Когда мы работаем, даже если работа нам нравится, мы думаем не только о процессе работы, нас мотивирует ее результат — заработная плата, получение премии, достижение поставленной цели.

Когда маленькие дети играют, все, чем они занимаются, связано с процессом — разделения между ним и целью не существует. Именно благодаря этому процессу происходит и обучение, и развитие.Хотя взрослые создают условия для игр и руководят ими, настоящая игра возникает только там (дома, в детском саду, на детской площадке), где дети чувствуют себя свободными и самостоятельными и могут сами за теять игру в любой форме.

Игровая обстановка обеспечивает детям безопасность, подсказывает, где и во что они могут играть, и это значительно облегчает процесс игры. На самом деле детям не нужно много игрушек и материалов для игр: они могут сами фантазировать с тем, что есть под рукой, не чувствуют растерянности от широты выбора и не отвлекаются на лишнее.Посмотрите, не слишком ли много игрушек у вас дома. Я часто предлагаю родителям убрать половину. Они очень удивляются тому, насколько активно начинает играть их ребенок.

Еще одна роль родителей (но совсем не обязательная) — ненавязчиво стимулировать детскую любознательность во время игры. Если ваш ребенок толкает паровозик по деревянным рельсам и говорит: «Он едет к бабушке», вы можете сказать: «Интересно, что будет делать паровозик, когда доедет».Так играют ли дети на занятиях, которые проводятся «в игровой форме»? Выходит, что нет. Форму там удается воспроизвести, а вот содержание детской игры — нет.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>