Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к школьному обучению

Едва родившись, кроха начинает… учиться. Он буквально «впитывает» в себя всю информацию, какую только способен предоставить ему окружающий его мир. И задача родителей не только направлять поведение подрастающего ребенка, помогая приобретать новые знания, но и побеспокоиться о том, чтобы к 6-7 годам малыш не потерял желание учиться.

К сожалению, в старших классах школ, колледжах и университетах парням и девушкам не объясняют, как надо воспитывать и обучать своего собственного ребенка. И именно поэтому каждый из них в своей семейной жизни ищет свои собственные пути и методики. И возможность сравнить «результаты» проделанной «работы» появляется именно в то время, когда малыш отправляется в первый класс, заставляя взрослых беспокоиться и проверять готовность ребенка к школьному обучению.

Итак, существует ли на самом деле единая методика, позволяющая определить готовность ребенка к школе? К счастью — нет. Можно лишь выделить основные вехи, на которые родителям стоит обратить внимание.

Речевая
Во-первых, это речевая готовность детей к школе. Ребенок должен уметь говорить (и не только в смысле правильного произношения букв и звуков – в этом помогут занятия с логопедом). Его речь не должна быть отрывиста и напоминать перепугано мечущуюся по комнате кошку. В идеале одно предложение плавно вытекает из другого, связываясь по смыслу с предыдущим и последующим. Возможно, что малыш использует в своей речи небольшое количество прилагательных, и описания каких-либо предметов и действий не отличаются разнообразием (в таком случае родителям стоит уделить чуть больше времени чтению книг малышу, так как именно в них можно найти «недостающие» слова).

Следующий момент в речевой готовности – это умение слушать (не перебивая говорящего). Однако большинство ребят не в состоянии слишком долго концентрироваться на чем-то одном, и хотя они действительно пытаются СЛУШАТЬ говорящих, они их НЕ СЛЫШАТ (что проверяется простой просьбой пересказать то, что им только что говорили). Единственный выход в такой ситуации – заменить монолог взрослого на диалог между ним и ребенком. Необходимость отвечать на вопросы или высказывать свое мнение будет удерживать внимание малыша, не давая ему отвлекаться от беседы.

Не стоит забывать и про тренировку памяти будущего школьника. Самое простое – это учить с малышом стихи и песенки. Чуть сложнее – уметь запоминать и анализировать увиденное (например, рисунок в книге или пейзаж за окном). Ведь малыши отличаются особенностью видеть очень «узко», не обращая внимания на всю картину, они выхватывают из нее только определенные фрагменты (так ребенок, бегущий за укатившимся на проезжую часть мячом, не видит приближающуюся к нему машину).

Психологическая
Во-вторых, существует такое понятие, как «психологическая готовность ребенка к школе». К шести-семи годам малыш обычно вступает в фазу «самостоятельности», создавая вокруг себя свой собственный мирок. У него уже есть ЕГО друзья, ЕГО интересы, ЕГО секреты. Он уже готов к переменам и ожидает их, чувствуя себя повзрослевшим. Желательно, чтобы учебу в школе он воспринимал как новую ступеньку, поднимающую его над младшими детьми и приближающую к взрослым (или к старшим детям в семье) за счет увеличения объема знаний и появления определенных обязанностей, а также большего доверия к нему со стороны родителей. Однако не все дети легко адаптируются в школе.

Если малыш:

чувствует себя некомфортно в группе своих сверстников;
боится оставаться долго без родителей;
предпочитает выполнять какие-либо действия только под строгим руководством со стороны взрослых (не проявляя собственной инициативы);
сталкиваясь с трудностями, ждет помощи от мамы или папы, не пытаясь решить проблему самостоятельно;
не отдает отчет в своих действиях, игнорируя замечания взрослых.
Значит переход к «школьной» самостоятельности ребенок может переживать очень тяжело.

Причиной такого «аномального» поведения в редких случаях являются особенности развития малыша, требующие медицинского наблюдения. В основном же столь «зависимое» поведение является следствием чрезмерной опеки над ребенком (который, кстати, прекрасно это понимает и извлекает из ситуации массу пользы для себя). В качестве «прививки» можно рекомендовать посещение малышом дошкольного учреждения с квалифицированными воспитателями и хорошо зарекомендовавшей себя программой подготовки детей к школе (это можно уточнить у мамочек детей, уже окончивших первый класс и ранее посещавших приглянувшийся Вам детский садик). Если же родители по каким-либо причинам предпочитают не отдавать ребенка в детсад, для малыша стоит найти другие коллективные занятия (например, посещение игровой комнаты или каких-либо кружков) хотя бы пару раз в неделю.

Физическая

Не менее важна физическая готовность ребенка к школе, так как многочасовое сидение за партой с непродолжительными переменами для отдыха отнюдь не является благоприятным для растущего организма. Нагрузка на позвоночник (выражающаяся в весьма тяжелом «багаже знаний» — портфеле – и неправильном положении малыша за партой) приводит не только к его искривлению, но и к недостаточному снабжению кровью и кислородом зажатых внутренних органов (позднее отражаясь на работе мозга). Кроме того, общение с массой детей и взрослых, часть которых периодически становится носителями разнообразных вирусных инфекций, приводит к заболеванию ребенка с ослабленным иммунитетом (а затем — к его отставанию от школьной программы и к еще более увеличивающейся умственной нагрузке).

Именно поэтому столь важно, чтобы ребенок пошел в школу в максимально здоровом состоянии, с хорошим иммунитетом, физически развитым и не пренебрегающим физическими упражнениями. Наилучший вариант – это дополнительное посещение спортивных секций. При этом нет необходимости делать из ребенка будущего чемпиона по какому-либо виду спорта. Тем более что сегодня детские врачи рекомендуют периодически «менять» спортивные секции, чтобы растущий организм ребенка не получал «однобокое» развитие за счет постоянной нагрузки одних и тех же мышц.

Должен ли будущий школьник уметь читать? Ответ зависит от двух важных моментов:

желания самого ребенка (не препятствуйте ему, если он хочет научиться читать, но и не настаивайте, если ему это пока не интересно);
требований школы, в которую Вы собираетесь отдать чадо.
В зависимости от того, по какой школьной программе будет заниматься ребенок, умение читать до прихода в первый класс может совсем даже не приветствоваться учителями.

Во-первых, такому «продвинутому» школьнику будет скучно на уроках (пока «отстающие» будут пытаться составлять первые слова из букв и слогов). Во-вторых, Вы наверняка станете обучать своего ребенка по методике (в данном случае, скорее всего, выбранной интуитивно или на основании соответствующих учебных пособий), отличающейся от программы и способа преподавания в школе. Это может вызвать у малыша реакцию «отторжения» иного типа преподавания и, в дальнейшем, ребенок может просто отказаться ходить на занятия из-за замечаний, которые ему будет делать учитель. А вот немного помочь своему первокласснику освоить наиболее сложные части учебной программы родителям никто не запрещает.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>