Дислексия у детей: симптоматика, диагностика, лечение

Дислексия у детей: симптоматика, диагностика, лечение

Полной характеристики явления дислексии на сегодня не существует. Под этим термином подразумевают нарушение обучения чтению, имеющее неврологическую основу. Это явление выражается в неспособности ребенка дошкольного или раннего школьного возраста правильно и быстро узнавать слова, переводить полученную из печатного источника информацию в звуки, осваивать простейшие правила правописания. На фоне дислексии сохраняются остальные когнитивные способности. Однако неумение читать накладывает отпечаток на учебный процесс, не позволяя в полной мере овладевать другими дисциплинами. Пол – недоказанный фактор риска, тем не менее, подобное расстройство чаще наблюдают у мальчиков. Наибольшему риску подвержены те дети, в семье которых имелись случаи дислексии. Ученые полагают, что основной причиной этого явления выступают врожденные аномалии развития нервной системы. В большинстве случаев и родители, и учителя не считают невозможность ребенка овладеть навыком чтения отклонением. Такой подход – потеря времени, которое можно было бы использовать для коррекции состояния. Дислексия поддается лечению, если вовремя ее выявить и немедленно начать действовать. Ситуация осложняется тем, что подобное расстройство является сложным для диагностирования.

Основная причина нарушения способности к обучению чтению – нарушения нервной системы, при которых отдельные участки мозга обладают недостаточной активностью. Подобные отклонения носят преимущественно наследственный характер. Исследователи выделяют такие патологические факторы, способные спровоцировать данную разновидность мозговой дисфункции: аномалии развития пуповины; порок сердца и анемия у матери ребенка, что отразилось на развитии плода; врожденные пороки сердца плода; механические повреждения, полученные при родах; поражение головного мозга ребенка инфекционного характера в период внутриутробного развития. Подобное наблюдается, если беременная заболевает гриппом, краснухой, ветряной оспой; ДЦП; умственная отсталость; черепно-мозговые травмы, полученные ребенком после рождения; органические поражения отдельных участков головного мозга; дефицит речевого общения; несформированность устной речи, спровоцированная неблагоприятным речевым окружением. Различают такие виды дислексии: фонематическая, для которой характерно смешение звуков в словах, имеющих один смыслоразличительный признак; аграмматическая, при которой ребенок неверно согласует существительные по роду, числу, падежу, а также ставит неправильные окончания во многих глаголах; семантическая, выражающаяся в непонимании читаемого текста – как в целом, так и отдельных абзацев и даже предложений; мнестическая: невозможность определить, какой звук соответствует конкретной букве.

Симптомы дислексии специфичны и включают такие проявления, как: бедный словарный запас; сложности в изучении алфавита; нежелание читать вслух, писать сочинения; плохая память, особенно – кратковременная слуховая; неправильное понимание и использование слов; написание слов, цифр задом наперед; неправильное произношение звуков; невозможность должным образом оформить речь грамматически; отсутствие в речи развернутых предложений;. чтение по буквам, перестановка и пропуски звуков и слогов в словах; неверное восприятие прочитанного; затруднение в изложении мыслей, выражении личного мнения; несогласованность частей речи по роду, числу, падежам, что наблюдается как в речи, так и при письме. В более старшем возрасте дислексия проявляется в плохом восприятии информации, проблемах с изложением и обобщением материала, невозможности распланировать и организовать режим дня. К симптомам, не связанным непосредственно с возможностями воспринимать и воспроизводить информацию, относятся: нарушение координации; проблемы с мелкой моторикой, которые начинают проявляться еще в раннем возрасте; сложности в определении сторон (право-лево, верх-низ); гиперактивность, или, наоборот, быстрая утомляемость; повышенная эмоциональность.

При нарушениях навыков чтения необходимо обратиться к логопеду. Вначале специалист займется сбором анамнеза, чтобы выяснить, как протекала беременность, имеются ли генетические риски, каким было развитие ребенка в первые годы жизни. Отклонение диагностируется с помощью специально разработанных тестов. Они представляют собой перечень несложных заданий. Например, суть одного из них состоит в том, чтобы перечислить по порядку времена года или дни недели. С помощью такого элементарного задания определяют важнейший показатель дислексии – трудность в поиске исходной точки во временной или пространственной последовательности. Также тесты могут подразумевать зачитывание ребенком вслух какой-либо информации, списывание текста и письмо под диктовку, на слух. На основании таких диагностических мероприятий специалисты определяет, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше. Тесты выявляют дислексию по повторяемости ошибок и их стойкости, которые сохраняются даже после тренировки и неоднократных исправлений.

Дислексия требует комплексного подхода: коррекцией отклонения занимаются такие специалисты, как логопед, психиатр и психолог. Программа лечения всегда подбирается индивидуально. Лечение включает несколько этапов: вначале занимаются распознаванием слов, выделяя их составные части. Задача данного этапа – научить ребенка грамотному определению звуков и разделению слов на основные компоненты и части; затем приступают к работе над целыми предложениями, в которых ребенок также должен научиться ориентироваться, выделяя его компоненты. В ходе коррекции дислексии активно используются фонетические курсы. Иногда для лечения отклонения применяют методику, суть которой заключается в придании напечатанным словам мысленного образного выражения. Благодаря этому ребенок восполняет имеющиеся пробелы. Если пациент – ребенок дошкольного возраста, то логопед проводит занятия в форме игры. В ходе занятий выполняются следующие виды заданий: чтение отдельных букв и их сочетаний; поиск конкретной буквы в небольшом тексте; обведение букв по контуру; добавление недостающих компонентов отдельных букв. В дошкольном возрасте описываемое отклонение успешнее поддается лечению, чем в более старшем: в этот период развить способности к анализу и синтезу информации, память, моторику и внимание гораздо легче.

Дислексия требует обязательной коррекции, ведь в более старшем возрасте она станет причиной неумения организовывать свое время, запоминать, воспринимать и анализировать информацию и даже ориентироваться в пространстве. Кроме того, отклонение значительным образом влияет на формирование самооценки ребенка. Если нарушение было выявлено на ранних стадиях, а лечение подобрано правильно и начато своевременно, ребенок обретет все необходимые навыки. В том случае, если наблюдаются вторичные осложнения дислексии, ребенку назначают прием медикаментов. Обычно это витаминные комплексы и ноотропные средства. Профилактику дислексии необходимо начинать в дошкольном возрасте. Она заключается в развитии у ребенка мелкой моторики, внимания, образного мышления, памяти, преодолении проблем при произношении звуков. Если будут выявляться какие-либо отклонения в развитии навыков чтения, письма, логического построения фраз, не стоит медлить: чем раньше специалист начнет коррекционные мероприятия, тем легче ребенку будет в дальнейшем.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>